Ведущий научный сотрудник Отдела истории архитектуры и градостроительства Нового времени, кандидат искусствоведения.

Родился в Ленинграде в 1960 г. По получении высшего технического образования с 1983 по 1989 г. работал в отраслевом НИИ мирного профиля. Затем ушел на волю зарабатывать на пропитание трудом в издательстве «Политехника», что давало возможность с интересом учиться на искусствоведа (окончил заочное отделение факультета теории и истории искусств Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина в 1995 г.).

С 1993 по 2013 г. работал в Русском музее, занимаясь изучением Мраморного дворца и его скульптурного убранства, Летнего сада и его ограды, Летнего дворца и многих других интересных предметов. С 2013 г. работаю в НИИТИАГ, к деятельности которого приобщился за несколько лет до этого, регулярно участвуя в конференциях «Архитектурное наследство». Веду тему фундаментального научного исследования в Институте. С конца 1990-х постоянно занимаюсь также практической деятельностью художника-архитектора в области создания и реставрации предметов декоративно-прикладного искусства, декора и малых форм.

Область научных интересов за последние годы несколько сузилась, сконцентрировавшись на русской архитектуре XVIII столетия – петровского времени и эпохи Екатерины II. Очень люблю архитектурную графику и, как мне кажется, знаю в ней толк.

Публикации

Ухналёв А.Е. Фельтен [Серия «Великие архитекторы мира»]. - М.: Директ-Медиа, 2016. - 72 с.

В книге рассказывается о жизни и творчестве выдающегося русского архитектора времен императрицы Екатерины II Юрия Матвеевича Фельтена. Фельтен внес значительный вклад в создание классического архитектурного облика Петербурга.

Ухналёв А.Е. Стасов [Серия «Великие архитекторы мира»]. - М.: Директ-Медиа, 2016. - 72 с.

Василий Петрович Стасов – русский архитектор XVIII–XIX веков. Интересно, что творческое лицо Стасова, которого безоговорочно воспринимают как петербургского архитектора, во многом сформировано Москвой.

Ухналёв А.Е. Летний дворец и Летний сад в царствование Петра I. – СПб.: Коло, 2015. – 256 с.

Рассматриваемые в книге аспекты истории строительства и бытования сада и дворца в совокупности дают полную картину становления и жизни памятника в петровское время, позволяют представить летнюю резиденцию Петра в архитектурно-градостроительном контексте раннего Петербурга.

Ухналёв А.Е. Невская ограда Летнего сада: Очерк истории строительства. – СПб.: Левша. Санкт-Петербург, 2006. – 124 с.

В книге на основании архивных материалов подробно излагается история строительства Невской ограды Летнего сада. Автор реконструирует этапы развития проектного замысла и делает вывод об истинном авторе памятника архитектуры.

Список трудов

Монографии

  1. Мраморный дворец в Санкт-Петербурге. Век восемнадцатый. – СПб.: Левша. Санкт-Петербург, 2002. – 238 с.
  2. Невская ограда Летнего сада: Очерк истории строительства. – СПб.: Левша. Санкт-Петербург, 2006. – 124 с.
  3. Летний дворец и Летний сад в царствование Петра I. – СПб.: Коло, 2015. – 256 с.

Научные статьи

  1. Фасады Мраморного дворца и их роль в городской застройке // Петербургские чтения 96. – СПб.: Русско-Балтийский информационный центр БЛИЦ, 1996. – С. 244 – 248.
  2. История фасадов Мраморного дворца // Петербургские чтения 97. – СПб.: Русско-Балтийский информационный центр БЛИЦ, 1997. – С. 177 – 181.
  3. Антонио Ринальди – мастер функционального проектирования. Мраморный дворец // Петербургские чтения 98 – 99. – СПб.: Петербургский институт печати, 1999. – С. 157 – 161.
  4. Мраморный дворец в живописи и графике // Дворцы Русского музея: Сб. статей / Государственный Русский музей / Науч. ред. Е. Н. Петрова. – СПб., 1999. – С. 183 – 195.
  5. Планировочная структура Мраморного дворца в XVIII веке // Дворцы Русского музея: Сб. статей / Государственный Русский музей / Науч. ред. Е. Н. Петрова. – СПб., 1999. – С. 180 – 183.
  6. Тень Рима на берегах Невы // Страницы истории отечественного искусства / Государственный Русский музей. – СПб., 1999. – Вып. 5. – С. 135 – 143.
  7. Неизвестные ракурсы Мраморного дворца // Музеи России. – Вып. 7. – С. 25 – 28.
  8. Мраморный дворец и европейская архитектура // Искусствознание. – 2000. – №1. – С. 400 – 405.
  9. Статуи весталок царскосельского собрания: обстоятельства создания // Судьбы музейных коллекций. Материалы 7 Царскосельской научной конференции. – СПб., 2001. – С. 10 – 13.
  10. Рельефы Ф. Шубина «Великодушные действия» из Мраморного дворца. Обстоятельства создания и прототипы // Страницы истории отечественного искусства / Государственный Русский музей. – СПб., 2003. – Вып. 8. – С. 208 – 228.
  11. Работы скульптора М. И. Козловского в Мраморном дворце // Страницы истории отечественного искусства / Государственный Русский музей. – СПб., 2003. – Вып. 8. – С. 229 – 238.
  12. «Итальянский дворец» под северным небом // Пинакотека. – 2003. – №1 – 2 (16 – 17). – С. 151 – 155.
  13. Возрождение парадной лестницы Мраморного дворца // Реликвия. – 2003. – №2 (2). – С. 10 – 11.
  14. Парадная столовая Мраморного дворца и ее уникальный фарфоровый декор // Архитектурное наследство. – М., 2003. – Вып. 45. – С. 113 – 120.
  15. Руины. Время. Архитектура // Архитектурный вестник. – 1997. – №4. – С. 61 – 63.
  16. Руины – овеществленное время // В тени «Больших стилей». Материалы 8 Царскосельской научной конференции. – СПб., 2002. С. 5 – 13.
  17. Петербургский стиль: В поисках определения // Три искусства. Санкт-Петербург. – 2000. – №1. С.22.
  18. Путь художника. Вступ. ст. к кат.: Евгений Ухналев. Живопись. Графика. – СПб., 2001. С. 5 – 7.
  19. Храмовая архитектура в обретении стиля // История санкт-петербургской епархии. Храмостроительство и приходская жизнь. Материалы конференции / Фонд по изучению истории православной церкви. Российская национальная библиотека / Отв. ред. В. С. Белоненко. – СПб., 1999. – С. 35 – 46.
  20. Деконструктивизм // Архитектурный вестник. – 2002. – №6.
  21. Руины и образ времени в архитектуре: из прошлого в настоящее // Тема руин в культуре и искусстве. Царицынский научный вестник. Вып. 6. – М., 2003. – С. 101 – 107.
  22. Штегельманов дом – неизвестное произведение Антонио Ринальди // Император Павел I – взгляд XXI века. К 250-летию со дня рождения. Материалы научной конференции. – СПб., 2004. – С. 152 – 168.
  23. Цикл «Великодуший А. Г. Орлова-Чесменского». Проблемы атрибуции // Экспертиза и атрибуция произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Материалы VII научной конференции. – М., 2003.
  24. Тот единственный сад. К проекту реставрации Летнего сада // Реликвия. №4 (7) 2004. – С. 54 – 59.
  25. К проблеме взаимодействия барокко и классицизма в европейском искусстве Нового времени // Искусствознание 1/05. – 2005. – С. 142 – 154.
  26. Скульптура в саду. Взаимодействие скульптуры и ландшафта в регулярном и пейзажном парке // Пространство и время воображаемой архитектуры. Синтез искусств и рождение стиля: Царицынский научный вестник. Вып. 7 – 8.- М., 2005.- С. 290 – 298.
  27. Танатология Джованни-Баттиста Пиранези // Пространство и время воображаемой архитектуры. Синтез искусств и рождение стиля: Царицынский научный вестник. Вып. 7 – 8. – М., 2005.– С. 37 – 48.
  28. Тема героического единоборства в творчестве М. И. Козловского // Страницы истории отечественного искусства XVI – XX века. Вып. XII. – СПб., 2005. – С. 40 – 51.
  29. Мраморный дворец в описании 1785 года // Русское искусство Нового времени. Исследования и материалы. Сборник статей. Вып. 9. – М., 2005. – С. 157 – 173.
  30.  На границе Летнего сада. Регулярный сад в городском окружении // Плантомания. Российский вариант. Материалы XII Царскосельской научной конференции / ГМЗ «Царское Село». – СПб., 2006. С. 452 – 463.
  31. Интерьеры Александринского театра: на грани реставрации и дизайна // Реликвия. №15 / 2006. С. 4 – 9.
  32. Памятник Суворову М. И. Козловского и французская скульптура второй половины XVIII века // Русское искусство Нового времени. Исследования и материалы. Сборник статей. Вып. 10. Императорская Академия художеств. Дела и люди. / Ред.-сост. И. В. Рязанцев. – М., 2006. – С. 143 – 161.
  33. Искусство «н» // Евгений Ухналев. Живопись. Графика. Геральдика. – СПб., 2006. – С. 12 – 13.
  34. Неизвестные постройки Антонио Ринальди в Санкт-Петербурге и Гатчине // Архитектурное наследство. – М., 2007. – Вып. 48. – С. 193 – 205.
  35. Невская ограда Летнего сада: первоначальный замысел и его развитие // Страницы истории отечественного искусства XVI – XX века. Вып. XVI. – СПб., 2007. – С. 289 – 294.
  36. Невская ограда Летнего сада и ее автор Иван Фок // История Санкт-Петербурга. – 2007. – №6 (40). – С. 83 – 86.
  37. Троице-Петровский собор 1750-х годов – памятник елизаветинской архитектуры // Труды Государственного Эрмитажа / Государственный Эрмитаж. Т. 38: Петровское время в лицах – 2007: Материалы научной конференции. – СПб., 2007. – С. 238 – 248.
  38. Скульптура парадной лестницы Мраморного дворца. Новые определения // Музеи России: поиски, исследования, опыт работы. Сборник научных трудов. – №9. – 2007.
  39. Мраморный дворец в 1917 году // История Санкт-Петербурга. – №1 (41). – 2008. – С. 77 – 78.
  40. Герои-единоборцы в творчестве М. И. Козловского // Искусствознание. – №2. – 2008. – С. 69 – 77.
  41. Архитектурная графика и компьютерная революция // Реликвия. – №18. – 2008. – С. 38 – 41.
  42.  Гаванец Летнего дворца Петра I. История создания и изучения // Труды Государственного Эрмитажа. Т. 43. Петровское время в лицах 2008. Материалы научной конференции. – СПб., 2008. – С. 237 – 247.
  43.  Неизвестное о судьбе Грота в Летнем саду // Курьез в искусстве и искусство курьеза. Материалы XIV Царскосельской научной конференции. – СПб., 2008. – С. 434 – 441.
  44.  Реставрация Летнего дворца Петра I архитектором А. Э. Гессеном. (К вопросу о принципах научной реставрации) // Реликвия. – №20. – 2009. – С. 3 – 9.
  45. Архитектор Иван Фок и Невская ограда Летнего сада // Архитектурное наследство. – М., 2009. – Вып. 50. – С. 207 – 218.
  46.  Северная часть Летнего сада в XVIII веке // Архитектурное наследство. – М., 2009. – Вып. 51. – С. 162 – 168.
  47. Участие архитекторов Ю. Фельтена и И. Фока в создании проекта Невской ограды Летнего сада // 250 лет музею Академии художеств. Материалы научной конференции. Ноябрь 2008. – СПб., 2009. – С. 87 – 98.
  48. Сантьяго Калатрава. Оторваться от земли // Капитель. – №3 (15). – 2009. – С. 104 – 111.
  49. Деконструкция – деструкция… Вольф Прикс и «Кооп Химмельблау» // Капитель. №4 (16). – 2009. – С. 122 – 129.
  50. История строительства Летнего дворца Петра I // Архитектурное наследство. – М., 2010. – Вып. 53. – С. 88 – 100.
  51. Чертежи архитектора Гаэтано Киавери в Санкт-Петербурге // Труды Государственного Эрмитажа. Т. 52. Петровское время в лицах 2010. Материалы научной конференции. – СПб., 2010. – С. 302 – 313.
  52.  Первые годы Летнего дворца // Реликвия. – № 23. – 2010. – С. 36 – 39.
  53.  Реставрация как вид художественного творчества // Послевоенная реставрация: век нынешний и век минувший: Сборник статей по материалам научно-практической конференции ГМЗ «Петергоф» (Проблемы сохранения культурного наследия. XXI век. I.), 2010 – СПб.: Европейский Дом, 2010. С. 229 – 234.
  54. Евгений Ухналев. Дверь в стене. Каталог выставки. Вступительная статья. / Галерея современного искусства «Эрарта». Санкт-Петербург. 21 января – 13 февраля 2011. – СПб., 2011. – С. 6 – 7.
  55.  Традиция против новации // Капитель. – №1 (19). – 2011. – С. 5 – 10.
  56.  Метаморфозы «петровского барокко». Судьба «больших» стилей в архитектуре первоначального Петербурга // Искусствознание. – №1-2. – 2011. – С. 228 – 247.
  57. Башня Кунсткамеры и ее след в архитектуре Петербурга // Архитектурное наследство. – М., 2011. – Вып. 55. – С. 164 – 173.
  58. Подземные сооружения Летнего дворца Петра I // Архитектурное наследство. – М., 2011. – Вып. 55. – С. 142 – 145.
  59. Особенности стилистической ситуации в архитектуре Петербурга первой четверти XVIII века // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. Научный журнал. №140. – СПб., 2011. – С. 136 – 148.
  60. Паоло Портогези и судьба постмодернизма // Капитель. – №2 (20). – 2011. – С. 96 – 103.
  61. Реставрация Летнего сада в Санкт-Петербурге и судьба регулярных садов // Academia. Архитектура и строительство. – №1. – 2012. – С. 85 – 91.
  62. Российские столицы в зеркале архитектуры: К вопросу об отражении общегосударственного значения городов в их архитектурном облике // Московский журнал. История государства российского. – №11 (263). – Ноябрь 2012. – С. 2 – 9.
  63. Неизвестные чертежи архитектора Теодора Швертфегера в петербургском собрании // Труды Государственного Эрмитажа LXIV. Петровское время в лицах – 2012. К 280-летию Первого Кадетского корпуса (1732 – 2012): Материалы научной конференции. – СПб., 2012. – С. 287 – 294.
  64. Священная роща Петербурга. (К реставрации Летнего сада) // Фонтанка: культурно-исторический альманах / ЦГПБ им. В.  В.  Маяковского. – СПб., 2012. – №12. С. 28 – 35.
  65. Гаванец и подземные сооружения Летнего дворца Петра I // Страницы истории отечественного искусства. Вып. XX. – СПб., 2012. – С. 259 – 275.
  66. К творческому портрету архитектора Теодора Швертфегера // Архитектурное наследство. – М., 2012. – Вып. 57. – С. 152 — 165.
  67. Неизвестный рисунок Антонио Ринальди в зарубежном собрании // Реликвия. – №29. – 2013. – С. 84 – 86.
  68. Храмы и термы Петера Цумтора // Капитель. – №1 (23). – 2013. – С. 140 – 149.
  69. Мнимые русские проекты архитектора Гаэтано Киавери // Труды Государственного Эрмитажа. Т. 70. Петровское время в лицах – 2013: К 400-летию Дома Романовых: Материалы научной конференции. – СПб., 2013. – С. 297 – 304.
  70. Свидетельства стилистической полифонии в зодчестве петровского Петербурга // Архитектурное наследство. – М., 2014. – Вып. 59. – С. 97 – 104.
  71. «Голландская манера» в архитектуре петровского Санкт-Петербурга // Россия – Нидерланды. Диалог культур в европейском пространстве. Материалы V Международного петровского конгресса. Санкт-Петербург, 7 – 9 июня 2013 года. – СПб., 2014. – С. 399 – 412.
  72. Невские панорамы: ансамбль, памятник, ландшафт // Academia. Архитектура и строительство. – №1. – 2014. – С. 65 – 73.
  73. Ветровые приборы Петра I // Труды Государственного Эрмитажа. Т. 73. Петровское время в лицах – 2014: К 300-летию победы при Гангуте: Материалы научной конференции. – СПб., 2014. – С. 371 – 384.
  74. Русский период творчества архитектора Гаэтано Киавери и римская архитектурная школа // Архитектурное наследство. – М., 2014. – Вып. 61. – С. 94 – 104.
  75. Архитектурные проекты как свидетельства стилистической полифонии в зодчестве петровского Петербурга // Произведение искусства как документ эпохи. – М., 2014. – С. 318 – 326.
  76. Проектная графика мастеров русской архитектуры конца XVIII — начала XIX века в архиве выборгской усадьбы Монрепо (Хельсинки). // Архитектурное наследство. – М., 2015. – Вып. 62.
  77. Проектная деятельность А. Шлютера и Г.-И. Маттарнови в Санкт-Петербурге // Архитектурное наследство. – М.-СПб., 2016. – Вып. 64. – С. 85 – 97
  78. Малоизвестный проект планировки Стрелки Васильевского острова 1730-х годов // Архитектурное наследство. – М. – СПб., 2017. – Вып. 66. – С. 69 – 80.