29.07.2017

В архив научного сборника «Архитектурное наследство», размещенный на нашем сайте, добавлен 33-й выпуск, вышедший в свет в 1985-м году. Ранее были выложены №№ 1 (1951), 18 (1969), 36 (1988) и 42 (1997).

Все статьи в архиве доступны для скачивания в формате pdf. Работает фильтрация по году, номеру выпуска, автору и словам в названии.


СОДЕРЖАНИЕ 33-го выпуска:

ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО

Гуляницкий Н. Ф. Русский регулярный город на традиционной основе, с. 3

Рассматриваются черты градостроительной преемственности, соотношение нового и традиционного в процессе реконструкции русских городов в конце XVIII – первой половине XIX в. В качестве примеров приводятся в основном города Костромской губернии, зарисованные в XIX в. художником А. Кореоновым.

Кудрявцева Т. Н. Композиция улиц древнерусских городов, с. 14

Статья посвящена вопросам формирования композиции уличной застройки в русских городах XVI–XVII вв. Рассматривается зависимость характера застройки улиц от их величины и роли в планировочной структуре города, от системы межевания земельных владений и социального состава жителей. Показаны градостроительные связи выбора места для строительства храмов и монастырских комплексов с особенностями трассировки улиц и переулков, а также композиционные приемы создания целостного художественного образа ансамблей улиц древнерусских городов.

Кудрявцев М. П. Некоторые принципы и композиционные приемы градостроительства Москвы XVII в., с. 23

В статье помещены материалы исследования по выявлению основных принципов и композиционных приемов, заложенных в градостроительной композиции Москвы XVII в. и ее основных систем ансамблей. Принципами названы общие правила, определяющие характер и главные черты композиции столицы. Приемами названы градостроительные художественные средства воплощения общих принципов.

Щенкова О. П. Китай-город – торговый центр Москвы в конце XVIII – первой половине XIX в., с. 31

Раскрывается влияние развивающейся в конце XVIII – первой половине XIX в. торговой функции Китай-города на его архитектурный облик. С этой точки зрения анализируются изменения в планировке и застройке данной части Москвы. Особое внимание уделяется архитектуре и градостроительной роли важнейших торговых сооружений.

Проскурякова Т. С. О преемственности в русском градостроительстве второй половины XVIII в., с. 40

Статья, посвященная одной из ключевых в истории русского градостроительства второй половины XVIII в. проблеме преемственности, анализирует два ее аспекта: понимание вопросов преемственности современниками, и какими приемами и методами градостроительного искусства на практике перепланировки русских городов во второй половине XVIII в. реализовывалась взаимосвязь исторически сложившейся городской застройки и новой «регулярной» системы градостроительства.

Пламеницкая О. А. Особенности средневековой застройки центра Каменца-Подольского, с. 52

Впервые на основе архивных материалов и натурных исследований рассмотрена структура и эволюция средневековой застройки Польского рынка в Каменце-Подольском. Сделана попытка выяснения генезиса и основных этапов формирования регулярной планировки центральной части города.

Швидковский Д. О. К вопросу о реконструкции ансамбля Царского Села Ч. Камероном, с. 62

Рассматривается развитие планировки ансамбля Царского Села в последней четверти XVIII в., отмечаются особенности переосмысления Ч. Камероном созданного Б. Растрелли ансамбля, приводятся новые материалы о г. Софии.

Михайлова М. Б. Малые архитектурные формы и скульптура в ансамблях южно-русских городов первой половины XIX в., с. 69

Анализируется роль малых архитектурных форм и монументальной скульптуры как элементов градостроительной композиции. Рассматриваются наиболее интересные приемы решения центров городов юга России и их въездных площадей.

ТИПЫ ЗДАНИЙ

Крадин Н. П. Памятники архитектуры Нерчинска XVIII–XIX вв., с. 78

Рассматриваются вопросы формирования архитектурного облика одного из первых городов Забайкалья. На основе натурных и архивных исследований прослежены этапы строительства Нерчинска, дан краткий анализ его основных культовых и гражданских построек – Успенской церкви, Воскресенского собора, гостиного двора с торговыми рядами и крупного ансамбля – городской дворцовой усадьбы золотопромышленника М. Д. Бутина. Освещаются также наиболее характерные для Забайкалья примеры деревянной домовой резьбы XIX – начала XX в.

Флиер А. Я. Николаевская и Онуфриевская церкви во Львове, с. 89

На фоне значительных исторических событий, происходивших на Украине в XVII в., рассматриваются история и динамика композиционного формирования Николаевской и Онуфриевской церквей, вопросы использования национальных архитектурных традиций во взаимосвязи с общими тенденциями православного культового строительства во Львове.

Квитницкая Е. Д. Монастыри XVIII в. с безбашенными храмами в Белоруссии, с. 94

В статье приведены безбашенные храмы Белоруссии, имеющие ряд аналогий в прошлом строительстве края. Исследуются черты, характерные для сооружений XVIII в. В монастырских комплексах обнаруживается тенденция к обособлению различных по назначению корпусов. Это приводит в конце XVIII в. к сооружению в некоторых монастырях отдельно стоящих строений.

Якобсон А. Л. Церковь в с. Байсыз в Армении, с. 103

Впервые публикуется небольшой, но выразительный по своим формам храм в с. Байсыз Армянской ССР, датируемый автором XI в. Здание воспроизводит крестово-купольную систему; широкий купол не сохранился. Особый интерес вызывает плоскостная декоративная аркатура фасадов, являвшаяся в Армении глубоко традиционной, что автор связывает с определенным идейным течением в культурной жизни средневековой Армении.

Халпахчьян О. X. Культовые сооружения новонахи-чеванских армян, с. 107

На основании выявленных архивных материалов, изучения литературных источников и сохранившихся культовых сооружений, возведенных армянами в Нахичевани и прилегающих селениях, прослеживается их генетическая связь с памятниками Армении и армянских колоний на территории Крымского полуострова, выявляется отражение в этих церквах стилистических особенностей русского зодчества конца XVIII–XIX вв. Публикуются архивные чертежи, впервые выполненные натурные снимки и планы сохранившихся церквей монастыря в Сурб-Хаче и Карапета в Нахичевани и в селениях Чалтырь, Крым, Большие Салы, Султан-Сала и Несвитай.

Халпахчьян О. X. Жилые дома армян на Дону, с. 122

В основу работы положены натурные исследования сохранившихся жилых домов, литературные источники, архивные материалы и сведения, собранные в результате опроса старожилов армянской колонии на Дону. Анализируемые произведения рассматриваются на период их состояния до 1917 г. Описываются применявшиеся в строительстве материалы и особенности конструктивных решений жилых зданий. Характеризуются практиковавшиеся типы домов, выявляются разновидности планировок, этапы перестроек, архитектурно-художественное убранство и связь с архитектурой центральных областей России.

Маилов С. А. Армянские церкви XVII–XIX вв. в Азербайджане, с. 140

Рассматриваются композиционные, конструктивно-пространственные и художественные особенности армянских церквей и колоколен, в основном XVII—XIX вв., расположенных в различных районах Азербайджанской ССР. Некоторые материалы по анализируемым памятникам, например, по колокольне армянской церкви в Шыхмахмуде, публикуются впервые. Устанавливается структурно-типологическая связь рассматриваемых памятников с зодчеством средневековой Армении.

Сергачев С. А. Архитектура корчмы в Белоруссии, с. 148

Корчма – один из распространенных ранее в Белоруссии типов общественных сооружений. Определены виды корчмы (с заездом и без заезда), основные типы объемно-планировочных решений, берущих начало от народного жилья, конструктивные характеристики. Анализируются региональные особенности корчмы, приводятся ранее неопубликованные иллюстративные материалы о сохранившихся сооружениях этого типа.

Бородина И. Ф. Типология среднеазиатских мавзолеев XI–XV вв., с. 157

Проводится классификация типологических структур среднеазиатских мавзолеев на широком сравнительном материале зодчества Азербайджана и сопредельных стран Востока. Выявляются ареалы концентрации или распространения отдельных видов (прилагаются разработанная типологическая таблица и карта) и особенности их архитектурно-художественных форм, связанных с местными традициями.

САМОБЫТНОСТЬ И ВЛИЯНИЯ

Крыжицкий С. Д. Античные традиции в архитектуре жилых домов Северного Причерноморья IV в. до н. э. — III в. н. э., с. 165

Охарактеризованы опорные памятники греко-варварской традиции и направление ее развития. Обрисованы черты неантичной типологической основы жилых домов IV в. до н. э. — III в. н. э. и показаны конкретные проявления античного влияния на их архитектуру.

Лисенко Т. Л. Общие приемы в строительстве деревянных церквей Карпатского региона, с. 174

Сравнительный анализ деревянных церквей Карпатского региона показал одинаковые принципы их построения. Выявленная общность объясняется, с одной стороны, расселением восточных славян, сохранившим в основе народного зодчества культурные традиции, с другой – целесообразностью самих методов построения памятников. Эти методы, несмотря на простоту, позволяли зодчим добиваться удивительных результатов в освоении довольно сложных архитектурных форм.

Морозов В. Ф. Работы зодчих виленской и варшавской архитектурных школ в Белоруссии в конце XVIII — первой половине XIX в., с. 182

На основании архивных материалов, литературных источников и изучения памятников архитектуры в натуре рассматриваются постройки зодчих Вильно и Варшавы в конце XVIII — первой половине XIX в. в Белоруссии. Выявляется их авторство, уточняются датировка и этапы возведения, рассматривается планировочная и объемно-пространственная структура. Показано значение работ зодчих для развития архитектуры классицизма в Белоруссии.

Воронина В. Л. Мавзолей Саманидов и его зарубежные аналоги, с. 191

Автор на широком историческом фоне пересматривает вопросы генезиса форм мавзолея Саманидов. Показано широкое распространение типа киоска-усыпальницы в Египте и странах Северной Африки, сходные образцы зодчества Индии, углубляется трактовка такого фрагмента памятника, как венчающая ажурная галерея.

Проскурякова Т. С. Пути формообразования архитектуры бурятских дацанов, с. 198

По архивным материалам и натурным исследованиям сохранившихся памятников зодчества бурятских дацанов анализируются пути формообразования архитектуры монастырских ансамблей и их главных храмов в XVIII–XIX вв. Вскрываются особенности становления и развития их как культурно-исторических типов архитектурных сооружений.

ПРОБЛЕМЫ КОМПОЗИЦИИ

Гуляницкий Н. Ф. О внутреннем пространстве в композиции раннемосковских храмов, с. 211

Прослеживается зависимость композиции храмов раннемосковского зодчества, главным образом на примере Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря, от особенностей их интерьера в связи с развитием в эту эпоху сплошного высокого иконостаса.

Бусева-Давыдова И. Л. Об истоках композиционного типа «восьмерик на четверике» в русской архитектуре конца XVII в., с. 220

Сделана попытка доказать, что композиция «восьмерик на четверике» с симметричным четырехлепестковым планом появилась в русском культовом зодчестве под влиянием украинской архитектуры. Впервые подобная композиция встречается в проекте церкви Воскресения на Пресне (май, 1681 г.), который, очевидно, впоследствии был взят за основу при строительстве нового собора Донского монастыря.

Лисенко Т. Л. Методы пропорционирования планов деревянных церквей Галиции XVII в., с. 227

Проведен анализ культового деревянного зодчества Галиции. На примерах церквей XVII в. рассмотрена взаимосвязь основных частей плана и выявлено наличие общих методов гармонических построений.

Маилов С. А. Некоторые особенности крестово-купольных церквей раннесредневековой Армении, с. 235

Рассмотрены объемно-пространственные и типологические особенности наиболее показательных крестово-купольных памятников Армении V–VII вв. Выполнены схематичные реконструкции первоначальных форм соборов в Мрене, Багаване и церкви Гаянэ в Эчмиадзине.

Смолина Н. И. Приемы комбинаторики в планировочных схемах Средней Азии XV–XVII вв., с. 243

Приводятся схемы построения разнотипных отдельно стоящих зданий и архитектурных ансамблей. Отмечается преобладание приема центрально-осевой симметрии в композиции. Устанавливается сходство инвариантных схем планов, основанное на единстве приема построения. Показано, что многообразие конкретных решений достигается искусным применением в разработке типовых схем комбинаторных превращений исходных элементов.

Воронина В. Л. Доисламская символика в архитектуре Средней Азии и зарубежного Востока, с. 252

Прослежена своеобразная «знаковая система», возникшая в архитектуре Средней Азии и сопредельного Востока как отражение реликтовых явлений идеологии, сохранявшихся в быту населения при исламе. Доисламские представления выражались в образах, принимавших зооморфные и растительные формы в таких архитектурных деталях, как части колонн. Астральное содержание вкладывалось в формы куполов и арок.

ПУБЛИКАЦИИ

Славина Т. А. Михаил Витольдович Красовский и русская историко-архитектурная наука, с. 259

Рассмотрено научное наследие одного из крупнейших ученых начала XX в., трудам которого отечественная историко-архитектурная наука обязана своими методологическими и источниковедческими принципами и формированием ряда основных концепций. Охарактеризованы этапы и ведущие направления русской историко-архитектурной науки в целом, развитие которой, восходящее к началу XIX в., завершилось в предреволюционные годы созданием фундаментальной системы научный знаний.

Крашенинников А. Ф. Неизвестный проект Кваренги ансамбля архиерейского двора в Воронеже, с. 266

Публикация материалов неизвестного проекта ансамбля в Воронеже, выполненного Дж. Кваренги в 1783 г., по-новому освещает градостроительное творчество зодчего.

Шумилкин С. М. Неизвестные проекты А. Д. Захарова для Макарьевской ярмарки, с. 271

В работе проводится архитектурно-планировочный и функциональный анализ двух грандиозных проектов ярмарок начала XIX в. для г. Макарьева и Нижнего Новгорода. На основании архивных материалов автор впервые установил, что эти проекты принадлежат крупнейшему архитектору эпохи классицизма А. Д. Захарову. В проектах ярмарок Захаров заложил основы для формирования целостных градостроительных комплексов и создал новый тип ансамбля – ярмарочный торговый центр.

Казусь И. А. Организация архитектурного проектирования в России (период 1905–1917 гг.), с. 277

Анализируются неизученные предложения прогрессивных архитекторов России предреволюционных лет (Г. В. Барановского, А. Е. Белогруда, Г. Е. Гинца, В. С. Карповича, Г. К. Космачевского, Д. А. Лебедева, М. С. Лялевича, М. М. Перетятковича, Л. В. Шмеллинга и др.) по совершенствованию структуры организации архитектурного проектирования в связи с процессом урбанизации страны. Рассматриваются предложения по созданию архитектурно-художественных советов с проектными ячейками при них в составе аппаратов городских управ, Общественного управления благоустройства, Всероссийского строительного кооператива, Министерства гражданских сооружений. Выявляется связь изложенных в этих предложениях организационных идей с формами созданных в первые годы Октября градостроительных организаций Советской страны.