Отв. ред. И.А. Бондаренко. – М.: КомКнига, 2010. – 344 с.

Полнотекстовая версия на портале РИНЦ

 Architectural Heritage #52: English

Содержание и аннотации статей

Векслер А.Г.
Архитектурно-археологическое наследие Москвы. Исследования и музеефикация

В публикации рассматривается сложившаяся на протяжении двух последних десятилетий система спасательной, т.е. охранной археологии Москвы. Археологические исследования в Москве, являющейся многообразным археологическим комплексом, вошли составной частью в систему проектирования, градостроения и благоустройства современного города. На конкретных примерах автор раскрывает необходимость археологического проектирования и важность его реализации в сложных условиях мегаполиса. В статье дан обзор наиболее значимых результатов ряда крупномасштабных археологических спасательных исследований в Москве за последние годы. Одновременно в публикации приведены примеры музеефикации объектов археологии и организации новых экспозиций по материалам спасательных раскопок. Археологическая музеефикация Воскресенского моста, церкви Святой Троицы в Старых Полях, исторических сооружений в парке «Царицыно» - стала зримым выражением живой связи веков в Москве с ее полноценной жизнью современного мегаполиса.

Салимов А.М., Романов В.В., Салимова М.А.
Спасо-Преображенский собор 1364 года в Торжке: итоги и перспективы изучения

В результате многолетних исследований Спасо-Преображенского собора 1364 г. в Торжке можно констатировать, что этот храм является самым крупным каменным сооружением Новгородской земли конца XIII – XV вв. Не только размеры, но и отдельные технико-технологические особенности делают эту церковь новаторской для своего времени постройкой Северо-Западной Руси. Следует отметить наличие у новоторжского собора галерей (и особенно восточных участков), которые в настоящее время не известны у новгородских храмов конца XIII – первой половины XV вв. Одновременно с галереями у южной и северной стен основного объёма (по крайней мере, у восточных половин этих фасадов) были устроены погребальные камеры. Допускаем, что пристроенные к храму прямоугольные в плане жертвенник и дьяконник опосредованно оказали влияние на появление боковых прямоугольных апсид в зодчестве Северо-Западной Руси XIV-XV столетий. Важным итогом стало обнаружение в юго-восточной части собора лестницы, ведущей, по всей видимости, в хранилище, где в средневековье могли находиться контрольные торговые эталоны Торжка. Наличие лестничного марша изменило местоположение алтарной преграды, которую «отодвинули» от восточных подкупольных столбов более чем на метр. Следует также отметить использование при сооружении Спасо-Преображенского собора в Торжке лещадного кирпича. Кирпич, толщина которого в среднем составляет 5 см, начали применять в новгородском строительстве только в XV веке. Это новаторство в строительной практике на территории Новгородской земли предварительно может быть объяснено ориентацией местных керамистов (кирпичников) на материал домонгольских построек Торжка.

Бондаренко И.А.
Образно-символическая значимость церкви под колоколы преподобного Иоанна Лествичника в Московском Кремле

Построенная 500 лет назад церковь-колокольня св. Иоанна Летвичника в Московском Кремле рассматривается в контексте ренессансных поисков образа идеального центрического храма. Особое внимание уделяется ее надстройке в 1600 г. и связанному с этим замыслу Бориса Годунова возвести на Ивановской площади подобие Соломонова храма Святая Святых. Это заставляет обратиться к теме замещения Иерусалимского храма исламской купольной ротондой Куббат ас-Сахра. Московский Иоанновский столп сближает с этой ротондой не только роль центральной доминанты города, но и символика священной лестницы, соединяющей землю с небом.

Попов В.А.
Натурные исследования церкви Василия на Горке в Пскове в 2007 году. Предварительные итоги

Церковь Василия на Горке – одна из замечательных псковских построек середины 16 века. Форма первоначального покрытия основного объема, называемая «позакомарной», архаична и напоминает древние крыши храмов 12-13 веков. Статья посвящена натурным исследованиям, которые позволили установить точные размеры крыши церкви и технологию её устройства. В статье также рассматриваются вопрос о перекрытии и завершении придельной бесстолпной церкви, сильно разрушенной во время войны.

Седов Вл.В.
Церковь Ильи Пророка в погосте Торошино ─ уникальный псковский храм XVI века

В статье рассматривается архитектура ныне не существующего памятника псковской архитектуры середины – второй половины XVI века. Собраны все сведения о церкви, а также вся доступная на нынешний момент графическая информация. Дополнены сведения о плане и объемной структуре памятника. Прослежены аналогии планового решения в архитектуре Балкан. Выявлена группа храмов Пскова, в которых проявляется то же стремление к обильному декорированию фасадов.

Бодэ А.Б.
Деревянные храмы с каскадными покрытиями. Архитектурные решения, ареалы, аналогии

Каскадные покрытия составляют одну из особенностей деревянного культового зодчества северо-западных областей. Рассматриваются архитектурные решения каскадных покрытий, варианты их использования на различных частях зданий. Анализируется характер распространения исследуемых форм, их видоизменения в зависимости от местоположения объектов. Высказываются предположения о происхождении каскадных покрытий, проводятся параллели в формообразовании в деревянном и каменном храмовом строительстве. Проведенное исследование позволяет предполагать, что каскадные покрытия и предшествующие им четвериковые ярусные церкви составляли одну из традиций деревянного зодчества Новгородской земли периода самостоятельности.

Шургин И.Н.
Две малоизвестные деревянные церкви XVII и XVIII веков бывшего Сольвычегодского уезда Вологодской губернии

Статья посвящена двум деревянным церквям, почти неизвестным науке. Они расположены в верховьях реки Северной Двины. Георгиевская церковь (1685 г.) Среднепогостского прихода разобрана и перевезена в Москву, в музей-заповедник «Коломенское» в 2008 г. Она была подробно исследована перед перевозкой и в процессе разборки. Выяснилось, что у нее сохранились уникальные детали под кровлей: на основном четверике – доски с надписью об освящении церкви, на стесанных бревнах четверика второго яруса – многоцветная орнаментальная роспись. Георгиевская церковь обладает местной архитектурной особенностью – поперечным четвериком второго яруса, накрытым бочкой. Троицкая церковь (1748 г.) Соезерской пустыни впервые визуально исследована в 2008 г. Она относится к разновидности монастырских трапезных храмов с пирамидальным ярусным завершением основного объема. В XVIII веке храмы, обладающие подобной объемной композицией, были распространены не только в Верхнем Подвинье, но и в других местах Русского Севера.

Косенков А.Ю.
Венчатые конструкции в народном зодчестве (на примере Карелии и сопредельных территорий)

Детально рассматривается основная конструкция традиционной деревянной постройки – венчатые стены, включая угловые соединения бревен, припазовки, сомления (отеска концов бревен), элементы упорядочения внешнего вида стеновой конструкции – «черта», внутренняя и наружная отеска и др. Проведенное картографирование основных видов врубок на территории Карелии дает возможность говорить о обусловленности конструктивных решений в народном зодчестве этническими факторами. Исследование вводит в научный оборот материалы экспедиций последних лет и помимо теоретического, имеет также практическое значение, акцентируя внимание на недостаточно учитываемом в реставрации и воссозданиях локальном многообразии решений венчатых стен в деревянном зодчестве Русского Севера.

Кузнецов С.О.
Строгоновский дом в Санкт-Петербурге: архитектурная история

Пример Строгоновского дома в Санкт-Петербурге демонстрирует желание петербургской аристократии в 1750-е гг. преодолеть отставание от парижской архитектурной моды. Эту потребность не мог удовлетворить Франческо Растрелли, который был архаичен в своем следовании рецептам Палладио при создании структуры домов. Не столько ему, сколько Джузеппе Валериани мы обязаны сколком большого стиля Людовика XIV в Большом зале дома, генеральный план которого близок французским отелям начала XVIII века, в частности Beauvais и Матиньон. Не исключено, что Растрелли воспринял парижскую моду через венские дворцы Фишера фон Эрлаха, подражая, например, дворцу Траутзон. В интерьерах итальянский архитектор должен был согласиться на доминирование принципов рококо. Более последовательным в использовании стиля Людовика XV был Антонио Ринальди. И лишь приезд Жана-Батиста Валлен-Деламота позволил минимизировать дистанцию между Петербургом и Парижем и получить архитектуру, которая предвосхищала стиль Людовика XVI.

Мерзлютина Н.А.
Архитектурный ансамбль Троицкого Кривоезерского монастыря

Архитектурный ансамбль Троицкого Кривоезерского монастыря не дошел до наших дней. Он находился в Костромской губернии, на левом берегу Волги, напротив города Юрьевца (или Юрьевца-Поволжского). Монастырь был разрушен и затоплен при строительстве Горьковской ГЭС в начале 1950-х гг. Сохранившиеся документы (общий план 1931 г. гравюры, рисунки и фотографии, а также Исторические описания обители) позволяют ввести замечательный ансамбль в научный оборот.

Монастырский комплекс практически полностью был возведен в камне в конце XVIII - первой четверти XIX в. в стиле раннего классицизма. Автор проекта неизвестен. Им мог быть губернский архитектор Николай Иванович Метлин, так как в период его работы на этом посту (1796-1822) были возведены все основные постройки обители. Авторская манера Н.И. Метлина, применяемая в церковных сооружениях, вполне соответствует архитектурным особенностям построек монастыря.

Шумилкин С.М.
Усадьба «Подвязье» конца ХVШ – начала ХХ в. (история строительства, реконструкция)

Усадьба Приклонских-Рукавишниковых в с.Подвязье один из немногих усадебных комплексов Нижегородской области, сохранивших свою архитектурно-планировочную структуру и основные постройки. Особенностью усадьбы выступает наличие строений периода классицизма конца ХУШ – первой четверти Х1Х в., среди которых наибольшую ценность представляют главный дом и церковь-ротонда с эллиптическим планом, и многочисленные постройки хозяйственно- производственного назначения второй половины Х1Х в. Все постройки, выполненные в разной стилистической направленности: от классицизма до «кирпичного» стиля, образовали целостный архитектурный ансамбль, который входит в число лучших примеров русского градостроительства конца ХУШ- начала ХХ в.

Свистунов В.М.
Верхне-Кыштымский завод: планировка, строительство (1755–1846 гг.)

В статье освещается ряд важных аспектов первоначальной истории строительства Верхне-Кыштымского завода. Необходимо отметить, что период южноуральской истории 1744-1782 гг. очень слабо изучен в отечественной историографии. Причем, среди большинства краеведов и историков, даже среди уральских историков, существует мнение, что при первых уральских заводах имелись лишь небольшие рабочие поселки, планировка и архитектура которых не заслуживает внимания. Тогда как в действительности, в особенности по отношению к демидовским заводам, именно в указанный период, на Урале были построены целые архитектурные комплексы. На тот момент они состояли, как правило, из зданий церкви, заводской конторы, господского дома и промышленных строений. Это был не простой механический набор культовых, промышленных и гражданских строений, а хорошо продуманный градостроительный план. На основе анализа выявленных архивных документов XVIII в., а так же обследования ряда культовых, промышленных, гражданских объектов г. Кыштыма, сделано описание их первоначальной планировки, строительства.

Мжельский В.М.
Черты преемственности и своеобразия в архитектурно-пространственной композиции исторического центра Кинешмы рубежа XVIII–XIX веков

В статье рассматриваются и анализируются особенности исторического центра Кинешмы, который интересен тем, что после перепланировки по регулярному плану конца XVIII – начала XIX вв. в значительной степени сохранил средневековые черты.

Основное внимание уделяется архитектурно-пространственной структуре центральной – торговой площади как одного из наиболее важных, характеризующих город элементов, а также истории ее формирования в контексте общего процесса возникновения и развития городской структуры в целом.

Лисовский В.Г.
Русская школа художников-архитекторов: первое столетие

В статье кратко излагается история архитектурной школы Академии художеств – от ее основания вместе с Академией в 1757 году до середины XIX столетия. Изучается эволюция созданной в школе педагогической системы в зависимости от практических требований. Раскрывается вклад в этот процесс руководителей школы и прежде всего президента Академии художеств А.Н. Оленина. Рассматриваются и анализируются учебные и выпускные работы будущих архитекторов, созданные под руководством ведущих профессоров архитектурного класса А.Д. Захарова, А.Н. Воронихина, Ж.Ф. Тома де Томона, А.А. Михайлова, А.И. Мельникова и др. Значительное внимание уделяется вопросу о стилистической трансформации школы. Впервые публикуются некоторые графические и документальные материалы из числа изученных автором в архивах и музеях. Предполагается, что за данной статьей последуют другие публикации, посвященные следующим этапам истории школы.

Микишатьев М. Н.
Воронихин и Захаров: проблемы стиля и формообразования

Рассмотрены композиционно-художественные особенности зданий Адмиралтейства, Казанского собора и Горного института — основных произведений мастеров первого этапа петербургского ампира — Андрияна Захарова и Андрея Воронихина. Анализ дополнен сопоставлениями с известными памятниками архитектуры Западной Европы. Впервые поставлен вопрос о возможных прототипах башни Адмиралтейства — колокольнях лондонских церквей Святой Мари ле Боу в Чипсайде (архитектор К. Рен) и церкви Святого Мартина в Полях (архитектор Дж. Гиббс). Не менее интересно и поучительно сопоставление композиции фасадов здания Горного института в Петербурге, и здания Палаты Депутатов в Париже (архитектор Б. Пуайе). Вместе с тем главная задача этой работы — выяснить, каким образом зодчие ампира достигали композиционной целостности крупных зданий и их органической связи с окружающим городским ландшафтом, понять, что позволило их произведениям оказать такое значительное влияние на формирование облика российской столицы.

Печёнкин И. Е., Сайгина Л. В.
Московская архитектурная жизнь середины XIX века в критических публикациях Н.В. Дмитриева (1822–1866)

Середина XIX столетия в России стала временем становления профессиональной архитектурной критики, одним из пионеров которой должен быть признан Николай Дмитриев (1822 - 1866) – выпускник Московского Дворцового Архитектурного училища, практик, историк и теоретик архитектуры. В истории русской архитектурной мысли Дмитриеву принадлежит роль автора самой ранней концепции русского стиля, сочетающей верность классической ордерной системе с использованием древнерусских архитектурно-декоративных деталей. В статье рассматривается малоизвестная страница деятельности Дмитриева: его публицистическое наследие, в котором затрагивается широкий круг тем - от критического обзора новых московских построек 1850 – 1860-х гг. и способов популяризации архитектуры в русском обществе до вопросов научной реставрации памятников древнерусского зодчества.

Серебряная В.В.
Купеческие жилые комплексы XIX – начала XX вв. в Камышине

Предметом данной работы является обзор и анализ жилой архитектуры XIX начала XX вв. одного из исторических городов Волгоградской области г. Камышина. Эта тема поднимается впервые. Работа основана на архивных документах, натурном обследовании и обмерах, проводимых автором. Впервые проводится классификация типов купеческой жилой архитектуры Камышина. Подвергнуты подробному анализу её композиционные решения, стилистика, приёмы художественной выразительности. Определены региональные особенности, уточнены датировки ряда зданий.

Работа дополнена архивными и натурными фотографиями, чертежами.

Пономаренко Е.В.
Городская усадьба второй половины XIX – начала ХХ века на Южном Урале

В статье предпринята попытка анализа широкого круга вопросов, связанных с планировкой, композицией и стилистическими особенностями жилой архитектуры Южного Урала второй половины XIX - начала ХХ века. Выявлен интересный пласт наследия региона. На основе натурных обследований автора и анализа генеральных планов городов рассмотрены характерные черты планировки и архитектуры южноуральских усадеб.

Нащокина М.В.
«Всеотзывчивость» как фактор развития русского искусства

Понятие «всеотзывчивость» ввел в обиход Ф.М. Достоевский, обозначив им уникальную восприимчивость русской культуры, с легкостью принимающей и адаптирующей самые разные инокультурные явления, ее умение откликнуться на зов другой культуры. Однако автор придает ему еще более общее значения, относя свойство всеотзывчивости к стойким архетипическим чертам русской культуры в целом. Рассуждения на эту тему автор подкрепляет примерами из разных периодов русской истории, начиная с легендарного события - выбора русскими веры. Актуальность поднимаемых вопросов обусловлена тем, что в современных условиях русская культура вновь остро нуждается в широком общественном осмыслении своей непохожести на другие культуры. Статью-эссе подытоживает вывод, что для дальнейшего сохранения ее культурного своеобразия необходимо не столько отгораживаться от неизбежных и традиционных внешних влияний, сколько, прежде всего, беречь коренные основания русской жизни, ее традиционную систему ценностей, которые на протяжении веков обеспечивали самобытное развитие ее искусства и культуры.

Конышева Е.В.
Орск и Магнитогорск: наследие «соцгородов» конца 1920-х – первой половины 1930-х годов на Южном Урале

Статья посвящена анализу градостроительных проектов Магнитогорска и Орска конца 1920-х – первой половины 1930-х гг. В исследовании главное внимание уделяется проблемам проектирования и строительства так называемых «соцгородов». Рассматриваются такие аспекты как экономическое, социальное, идеологическое, планировочное понимание советского рабочего поселения, определяющая роль производственных интересов в сфере гражданского строительства, эволюция проектных решений как в целом соцгородов, так и отдельных структурных элементов. Еще одной гранью темы стало рассмотрение места и роли архитектора в системе советского градостроительства, представленное на примере деятельности интернациональных архитектурных бригад, проектировавших соцгорода Орска и Магнитогорска. Исследование основано на анализе комплекса текстовых и графических архивных материалов, а также сохранившихся фрагментов градостроительной среды.