Отв. ред. И.А. Бондаренко. - М.: Либроком, 2011. - 308 с.

Полнотекстовая версия на портале РИНЦ

Architectural Heritage #54: English

Содержание и аннотации статей

Бондаренко И.А.
Архаический биоморфизм вселенной и его отображение в архитектуре

В статье рассматриваются архаические представления о вселенной как организме, имеющем черты сходства с растениями, животными и людьми. В свою очередь традиционные архитектурные формы, воспроизводящие структуру мироздания, оказываются обладающими более или менее явными признаками биоморфизма. Это позволяет приблизиться к пониманию универсальных символических основ архитектурного языка.

Иоаннисян О.М.
К дискуссии о датировке Софийского собора в Киеве

В статье излагаются основные моменты, дискуссии, развернувшейся в последнее время вокруг проблемы датировки Софийского собора в Киеве. Рассматриваются некоторые аргументы, выдвигаемые авторами новой концепции датировки собора, и предлагается их критика.

Елшин Д.Д.
Софийский собор и Десятинная церковь: к вопросу об архитектурных параллелях

В качестве одного из аргументов сторонниками ранней датировки Софии привлекается сходство архитектурных и строительно-технических особенностей Десятинной церкви и Софии Киевской (архитектурный тип, техника кладки, плинфа, поливные плитки, фресковая штукатурка). В статье представлено критическое рассмотрение проводимых архитектурных параллелей, показана их спорность и, в ряде случаев, необоснованность.

Антипов И.В., Булкин Вал.А.
Никольская церковь Мостищского монастыря 1448 г.

В 2000–2001 экспедицией Санкт-Петербургского государственного университета были полностью раскрыты остатки ранее неизвестного памятника новгородской архитектуры - Никольской церкви Мостищского монастыря 1448 г. Никольская церковь — небольшой четырехстолпный одноапсидный храм, по типу сходный с небольшими новгородскими храмами середины – второй половины XV в. Фасады Никольской церкви разделялись на три прясла узкими лопатками, выполненными из кирпича, остатки нескольких из них зафиксированы в ходе раскопок. Храм был сложен из тесаной известняковой плиты, ракушечника и кирпича на известково-песчаном растворе. В ходе раскопок была получена информация о способах устройства фундаментов, зафиксированы деревянные субструкции в их подошвенной части

Гусева О.Г.
Продолжительность строительства Ивангорода по письменным источникам

Ивангород был заложен Иваном III на берегу Наровы, против Ливонского замка, весной 1492г. (в 7000г. от сотворения мира). Строительство началось в то же лето, а закончилось, судя по содержанию ливонских хроник, через 4 года. Но историки строительства Ивангорода предпочли поверить утверждению одной из русских летописей: "А делали его семь лет". Автор статьи считает это выражение или традиционным словосочетанием или использованием семерки как символического числа лет: 7000 (1492) год, как и 7007 (1492+7), -- воспринимались в средневековом обществе годами ожидания конца света. Точность и подробность ливонских сведений, умение русских горододельцев строить города быстро, сравнение объемов каменной кладки конструкций с длительностью возведения Ивангорода и других русских городов доказывает, по мнению автора, что строительство крепости длилось 4 года.

Векслер А.Г., Пирогов В.Ю.
Стена Белого города Москвы. Исторический очерк и археологические исследования

Статья посвящена истории и исследованиям средневековой крепости конца XVI столетия, утраченной в XVIII веке. Авторы, дав краткое архитектурное описание памятника, главное внимание уделили его археологическим исследованиям, сведенным в хронологически последовательное описание. Археологические изыскания по стене Белого города начались в 1922 году с наблюдений художника А.М. Васнецова за основанием Всехсвятской башни на ул. Ленивка. В 1930–1940-е гг. во время строительства метро организованы планомерные подземные исследования центра Москвы. Бригады археологов провели работы на Арбатской, Пушкинской площадях и площади Мясницких ворот, где были зафиксированы основания стен Белого города. Основной акцент статьи сделан на спасательные археологические работы проведенные по Белогородской крепости в последнее время. Силами специалистов службы охраны археологического наследия Москвы проведены раскопки Всехсвятской башни, прясел стен на Трубной и Хохловской площадях, на Рождественском бульваре. Исследования оснований стены Белого города значительно расширили наши представления о градостроительных и конструктивных особенностях самой крупной каменной крепости России.

Мазур Л.Д.
Городские укрепления Владимира в XVII в.

В статье подробно рассмотрены архитектурный облик крепости Владимира, ее трансформация и состояние в течении XVII в. – как деревянной части (стен и башен), так и земляной – валов. Приведены конструкция и размеры башен, проанализировано их расположение. Освещен вопрос водоснабжения крепости и размещения пороховых складов.

Векленко В. А.
Археологические исследования Богородицкой крепости и ее посада: первые итоги

В статье рассматриваются первые итоги многолетних археологических исследований выдающегося памятника времени позднего средневековья – нового времени – русской Богородицкой (Новобогородицкой) крепости, построенной в 1688 г. на месте старинного казацкого города Самарь, известного по грамоте польского короля Стефана Батория 1576 г. Предлагаются вниманию находки, полученные как в результате раскопок сооружений, так и вследствие изучения культурного слоя. Так же рассматривается история памятника в контексте военно-политических событий рубежа XVII–XVIII вв.

Баранова С.И.
Стефан Архидиакон и другие: об особенностях изразцового декора церквей в Заяузье XVII века

В статье рассматривается история строительства церквей с изразцовым декором в одном из старейших районов Москвы – Заяузье, где находилась Гончарная слобода, являвшаяся в XVII веке центром керамического производства. Впервые исследуется изразцовое убранство церкви Архидиакона Стефана (1701 г.), которая была разобрана в 1932 г. Сохранившиеся в музейных собраниях изразцы, архивные материалы позволят представить керамический декор памятника, в котором наряду с традиционными приемами введения изразцов в структуру декора был использован новый вариант – размещение на храмах керамических панно с изображенными в рост Евангелистами.

Автор предполагает, что заботы о строительстве храма и его украшении в слободе брали на себя прихожане – мастера-изразечники, для которых пожертвование изразцов на церковь было формой вклада и проявления «цехового патриотизма».

Никитина Т.Л.
Роспись ростовской церкви Спаса на Торгу: интерпретация элитарной традиции в культуре посада

В статье рассматривается монументальная роспись церкви Спаса на Торгу в Ростове Великом, созданная в начале 1690-х годов по заказу ростовских посадских людей, в ее соотношении с высокой стенописной традицией, сложившейся при дворе ростовского митрополита. Анализируются особенности композиционного построения росписи, ее сюжетного состава и иконографии. Высказывается гипотеза об атрибуции росписи местным мастерам.

Заручевская Е.Б.
Никольская церковь в селе Зачачье Архангельской области: строительная история

Статья посвящена строительной истории известного памятника русского деревянного зодчества. Никольская церковь рассматривается в составе храмового комплекса Зачаченского прихода, состоявшего из трёх церквей и колокольни. На основании вновь выявленных письменных и графических источников, а также новых фотодокументов определены основные строительные этапы, анализируются изменения, происходившие в архитектуре приходских построек. Публикуемые материалы позволяют по новому взглянуть на некоторые страницы истории деревянного зодчества.

Коренцвит В.А.
Павел I автор проекта Харлампиева монастыря в Гатчине?

Российский император Павел, взяв под свое покровительство притесняемый Наполеоном Мальтийский орден, удостоился звания его Гроссмейстера. В резиденции в Гатчине под Петербургом в дворцовой церкви хранились главные святыни ордена. На окраинах парка построен Приоратский дворец и заложен для ордена монастырь св. Харлампия. До нас дошли проектные чертежи монастыря с резолюциями Павла: «Быть по сему. 1800 г.». Один из чертежей подписан великим русским архитектором А. Д. Захаровым. Строительство монастыря прервано вскоре после убийства Павла в марте 1801 г. Начатые строения разобраны, так что на поверхности земли не осталось видимых следов. Проведенные в 2006 г. археологом В. А. Коренцвитом раскопки установили точное местонахождение монастыря. Анализ чертежей заставил усомниться в авторстве знаменитого Андреяна Захарова. Высказывается гипотеза, что подлинным автором слабого проекта был не профессиональный архитектор, а чрезвычайно романтичный увлекающийся архитектурой Павел I.

Масиель Санчес Л.К.
Свет лавры in partibus infidelium: «украинизмы» в архитектуре Сибири XVIII в.

Cибирь была единственной частью России, где на рубеже XVII–XVIII вв. украинские формы стали основой для местных архитектурных школ. Ключевой фигурой был митрополит Филофей Лещинский (1650–1727), активный миссионер язычников и старообрядцев и подлинный апостол сибирских земель. Его архитектурное завещание — великолепный тюменский Троицкий монастырь (1708–1741), построенный им по образцу Киево-Печерской лавры. Украинизмы вошли в сибирскую традицию не только как иконографические образцы, но и как стилистические детали. Тобольские мастера соединили украинские фасадные композиции с традиционно русским объемно-пространственным построением. Если храмы «восьмериком на четверике» не были чем-то особенным, то композиции с малым восьмериком, первой и которых была Михайло-Архангельская церковь в Тобольске (1745–1749), были усвоены различными локальными традициями и строились по всей Сибири до начала XIX в.

Николаева М.В., Шахова А.Д.
Усадьба на Тверской в Белом городе в приходе церкви Василия Неокесарийского: история формирования территории, застройка и владельцы в XVII-XIX вв.

Статья посвящена дворянской усадьбе, располагавшейся в центре Москвы на Тверской в приходе церкви Василия Неокесарийского; ее история прослеживается за период в три столетия – владельцами в XVII и первой половине XVIII в. были князья Тюфякины, затем Киселевы, в XIX в. – генерал-фельдмаршал граф И.В. Гудович и т.д. Земельные границы рассматриваемого дворового участка на Тверской, известные по документам XVII в., были существенно изменены в 1720-1740-е годы ее владельцем Федором Григорьевичем Тюфякиным за счет покупки территорий соседних дворовладений. С именем Г.Ф. Тюфякина связано и строительство главного здания владения – каменных жилых палат, подрядная на сооружение которых была заключена с крестьянами Ярославского уезда братьями Быковыми в 1734 г., а в 1744 г. завершали строительство дома крестьяне того же уезда – С.М. Плешаков и А.И. Ершев. Вновь выявленные архивные и опубликованные источники – письменные и графические – позволили не только установить преемственность владельцев, воссоздать этапы сложения одной из городских дворянских усадебных территорий и представить в определенной степени ее архитектурно-градостроительный облик, но также локализовать ее в городском пространстве в топографических ориентирах XVII, XVIII и XIX веков.

Шумилкин С.М.
Ярмарки в русском градостроительстве XVII–XIX вв.

В статье впервые рассматривается географическое размещение и эволюция взаимосвязи главных ярмарочных центров России ХVII - начала ХХ вв. Выявлены их основные архитектурно-планировочные типы, расположение в структуре населенных мест. На примере крупнейших ярмарок ХIХ в.: Коренной, Макарьевской и Нижегородской анализируется архитектурно-планировочное построение, формирование ярмарочных центров как крупных многофункциональных комплексов, в проектировании которых принимали участие видные столичные архитекторы.

Бурая И.В.
Стилистические особенности архитектуры Сызрани XVIII – начала ХХ века

Статья посвящена стилистическому развитию архитектуры Сызрани – бывшего уездного центра Симбирской губернии (ныне – Самарская область).

В публикации раскрыты особенности формирования и развития архитектурной стилистики города на протяжении XVIII – начала ХХ в., а также ландшафтные, социально-экономические и прочие факторы градостроительной эволюции Сызрани, обусловившие своеобразие её облика в разные периоды. Объектами для изучения стилистических особенностей архитектуры стали здания разной типологической принадлежности: культовые, жилые, общественные, промышленные.

Овсянников С.Н., Сорокина М.Н.
Постройки по проектам К.И. Росси в Рыбинске и их судьба

Знаменитый петербургский архитектор Карл Росси в ранний период своей деятельности осенью 1811 года создал 18 проектов фасадов общественных и частных построек для провинциального города Рыбинска. В статье впервые сведена воедино опубликованная в разных местах информация об обстоятельствах, сопутствующих созданию этих проектов, а также прослежена судьба некоторых зданий, для которых они создавались. Большинство из них не сохранились и ни одно не сохранило облик, задуманный мастером архитектуры. Авторы приходят к выводу, что жители провинциального города не осознавали всей значимости проектов Росси и, вероятно, не связывали их с его именем. Вместе с тем его работа, несомненно, не прошла бесследно для сложения архитектурного облика Рыбинска.

Иванова-Веэн Л.И., Печёнкин И.Е.
Реконструкция комплекса зданий Строгановского училища в 1890 – 1892 годах (архитектор С.У.Соловьёв)

Статья посвящена одному из эпизодов истории комплекса зданий на Рождественке (ныне МАРХИ). В 1890 году усадебное владение было передано Строгановскому училищу. Недостаток финансовых возможностей не позволил снести старые корпуса, долгое время служившие клиниками Московского университета, и построить на их месте новые здания. Было решено ограничиться реконструкцией, проведение которой поручили молодому выпускнику Императорской Академии художеств С.У.Соловьёву. Перепланировав главное здание и выстроив новый корпус на углу Рождественки и переулка, Соловьёв создал ряд новых помещений, необходимых для учебного процесса, размещения коллекции Художественно-промышленного музея, канцелярии и квартир служащих училища. Новый фасад главного корпуса, перестроенный Соловьёвым в стилистике неоренессанса и украшенный майоликовыми элементами, сделал здание на Рождественке редким для Москвы образцом гражданской архитектуры периода историзма.

Нащокина М.В.
Произведение Эдуарда Ниермана в Москве

Статья посвящена уточнению атрибуции и сравнительному анализу уникального памятника французского Ар Нуво – интерьеру магазина Р. Кёлера на Никольской улице в Москве. До нас дошел великолепный ансамбль многоцветных стеклянных мозаик начала XX века с изображениями цветов, покрывающих его своды и внутренние поверхности оконных и дверных проемов. Здесь мастерски представлена вся цветочная гамма модерна. С заказом Р. Кёлера автор связывает и изысканный набор торговой мебели, до недавнего времени находившийся в аптеке на Первой Тверской-Ямской улице.

Кириков Б.М.
Здание акционерного общества «Зингер и Ко»: композиционно-стилистические особенности

В статье рассматриваются история создания и композиционно-стилистические особенности здания компании «Зингер» - самого известного памятника петербургского модерна, возведенного в 1902 -1904 гг. выдающимся зодчим П.Ю.Сюзором. Впервые в отечественной литературе отражено участие в проектировании американского архитектора Э. Флэгга. Проведен анализ проекта П.Ю.Сюзора и осуществленного им сооружения, выявлены его характерные черты, сложившиеся под влиянием американской и европейских архитектурных школ. Показаны структурные новации раннего в России примера офисного здания с металлическим каркасом. Особое внимание уделено градостроительной роли дома компании «Зингер» - нового архитектурного акцента центра Петербурга, раскрыта его взаимосвязь со существовавшими высотными доминантами и с историческим контекстом застройки Невского проспекта.

Кириченко Е.И.
Усадьба Горки и ее исторические прототипы

Усадьба Горки – последний крупный архитектурный ансамбль, осуществленный по проекту Ф.О. Шехтеля, в дореволюционной России. Начиная с первых проектов усадеб конца 1880-х гг. и кончая усадьбой Горки 1910-х гг., Ф.О. Шехтель использовал один и тот же принцип организации усадебного пространства, впервые использованный в русском зодчестве архитектором М.Д. Быковским в 1830-е гг. при перестройке усадьбы Марфино. Суть это принципа в сохранении на прежних местах основных сооружений старого комплекса при коренном изменении главного и паркового фасадов усадебного дома. Прежний главный фасад превращался в парковый, а парковый – в главный. Следствием этого было изменение режиссуры движения от въезда в усадьбу к главному дому. Что же касается облика зданий, то он менялся в соответствии с развитием архитектурного стиля.

Ушакова О.Б
Творчество финского архитектора Оливии Лённ и ее работа – больница общества сестер милосердия в г. Сердоболе (Сортавала)

Имя Оливии Матильды Лённ (Виви Лённ) - первой женщины-архитектора в Европе, которая не только смогла получить архитектурное образование, но и создала собственное архитектурное бюро, недостаточно хорошо известно в России. Хотя именно в составе Российской империи находилось до 1917 года Великое княжество Финляндское, где работала Виви Лённ. Основной период творческой активности Виви Лённ пришелся на первые десятилетия ХХ века. В этой статье раскрывается значение, которое имело творчество Виви Лённ для застройки финских городов Таммерфорша (Тампере) и Ювясюля в начале ХХ века. На территории современной России в городе Сортавала находится единственный памятник работы Виви Лённ - больница общества сестер милосердия, построенная в 1907 году. Статья посвящена истории создания этого памятника, отмечено место, которое он занимает в застройке Сортавалы.