Отв. ред. И.А. Бондаренко. - М.-СПб.: КРАСАНД, 2012. - 372 с.

Полнотекстовая версия на портале РИНЦ

Architectural Heritage #56: English

Содержание и аннотации статей

Бондаренко И.А.
Архитектурные воплощения образа «славы Господней». С. 5-15

Выдвигается предположение о том, что центрические формы купольных и шатровых венчаний христианских храмов могли символизировать не просто небосвод, вращающийся над землей, согласно геоцентрической картине мира, но описанные библейскими пророками «видения славы Господней», снизошедшей и осенившей собой священные места.

Седов Вл.В.
Ильинская церковь в Чернигове как представитель редкого варианта византийского типа компактный вписанный крест. С. 16-29

В статье анализируется тип, к которому принадлежит сооруженная в конце XI – начале XII в. Ильинская церковь в Чернигове. Устанавливается его принадлежность к редкому варианту типа компактный вписанный крест. Автор предпринимает поиски сооружений этого варианта, оказывается, он использовался в архитектуре Византии и в ранневизантийское, и в средневизантийское, и в поздневизантийское время. Наиболее ранним примером является мавзолей Галлы Плацидии в Равенне, памятник V в.

В.В. Корниенко
Граффити и дата постройки церкви Спаса на Берестове в Киеве. С. 30-37

Статья посвящена освещению результатов исследования надписи на древнем западном фасаде церкви Спаса на Берестове, по мнению В. Нимчука, свидетельствовавшей о датировке храма серединой ХІ в. Изучение оригинала надписи позволило установить, что предложенные прочтение текста, его интерпретация и датировка являются не соответствующими действительности, что не позволяет определить время постройки храма на основании эпиграфических данных.

Сакса Л.А.
Церковь апостолов Петра и Павла на Сильнище и новгородское зодчество конца XII века (Предварительные итоги исследований). С. 38-59

В статье дано описание архитектурно-строительных приемов и материалов уникального по сохранности памятника древней новгородской архитектуры — церкви Петра и Павла на Сильнище. Выявлено применение различных техник кладки, также как и на ближайшем аналоге — церкви Благовещения на Мячино. Показано, что выбор материала определялся вкусом заказчика, его возможностями и требованиями к проекту. Отмечено, что высота хор была определена плановыми характеристиками храмов, влияла на разметку ярусов окон и на общую композицию фасадов. Автор полагает, что в Новгороде в конце XII века существовала некая «архитектурная ситуация», при которой по различным заказам могли работать несколько зодчих и временные коллективы строителей. В ходе исследований уточнена планировка северо-западного компартимента хор, обнаружены фрагменты проема–выхода на древнюю кровлю. Выдвинуто предположение о раннем существовании звонницы в церкви и колоколонесущих сооружений в домонгольских храмах Новгородской земли.

Салимов А.М., Данилов В.В., Салимова М.А.
Старицкий Борисоглебский собор XVI века. Часть 1. С. 60-76

В статье рассматривается один из интереснейших памятников XVI века – Борисоглебский собор в Старице, разобранный в начале XIX столетия. Сооружённый в 1558-1561 гг. одновременно с церковью Покрова на Рву в Москве, в истории русской архитектуры старицкий собор стоит в одном ряду с самыми значительными сооружениями грозненского времени. В данной работе на основе комплексного анализа многочисленных источников и результатов, полученных в процессе археологического изучения памятника (в 2004-2006 гг.), излагается сложная история строительства храма, предлагается реконструкция его первоначального облика и уточняется место собора в кругу типологически близких сооружений середины XVI в.

Баранова С.И., Лисенкова Ю.Ю.
Изразцовый декор памятников архитектуры Великого Устюга. С. 77-94

В статье дается описание изразцового декора памятников архитектуры Устюга второй половины XVII – первой половины XVIII века. Исследование сохранившихся и утраченных памятников позволяет авторам проанализировать приемы введения изразца в структуру декора, сюжеты устюжских изразцов, круг аналогов, а также сделать выводы о наличии местного производства.

Харлан А.В.
Фортификационные сооружения Московского государства ХVII-XVIII веков на территории современного города Днепропетровска: Усть-Самарская крепость. С. 95-101

Статья посвящена исследованию Усть-Самарской крепости – древнего памятника фортификационного искусства Московского государства XVII-XVIII в., остатки которого расположены на территории г. Днепропетровска на Украине. Проведена локализация месторасположения укреплений и реконструкция архитектурно-планировочных особенностей крепостного ансамбля.

Клименко Ю.Г.
«Прожектированный» план Москвы 1775 года (к вопросу об атрибуции чертежей). С. 102-112

В статье анализируются исторические чертежи из фондов российских государственных архивов, которые в научной литературе связываются с первым проектным планом Москвы 1775 г. Несмотря на отдельные публикации, остается немало вопросов, касающихся создания этого градостроительного документа, значение которого трудно переоценить. Необходимость тщательного изучения истории согласования и последующей судьбы этого проекта позволяет заполнить многочисленные лакуны в вопросах московского градостроительства екатерининского времени. Детальный анализ графического оформления плана Москвы позволяет сопоставить его отдельные элементы с архитектурным декором московских построек, выполненных в те же годы французским архитектором Н. Леграном. Это сходство дает основание атрибуировать градостроительный документ Н. Леграну и его кругу. Сам мастер возглавлял архитектурную часть Особого Департамента и Каменного приказа в Москве. Эти организации отвечали за создание и реализацию «прожектированного» плана. Его градостроительные принципы широко отражают идеи французского классицизма. Однако при копировании плана 1775 г. постепенно утрачивались лучшие идеи этого градостроительного документа. Причины и анализ этого процесса рассматривается в настоящей работе.

Михайлова М.Б.
Крепость Керчи - памятник средневековой фортификации и ядро русского города периода классицизма. С. 113-128

Впервые публикуются и анализируются чертежи средневековых фортификационных сооружений Керчи – генуэзского замка ХIV в. и турецкой крепости ХV в., а также их форштадта, зафиксированных в 1771-1824 гг. Прослеживается история превращения полугражданской вначале крепости в военный объект вплоть до ее сноса в 1827 г. и постепенного преобразования форштадта в гражданское поселение, в 1824 г. включенное в административную систему Российской империи в качестве уездного портового города Керчи.

Мерзлютина Н.А.
Соборный ансамбль города Юрьевца. С. 129-140

Соборный ансамбль Юрьевца возведен в XVIII - начале XIX вв. Построенный в 1733 г. в древнерусской традиции двустолпный Входоиерусалимский (летний) собор, поновленный губернским архитектором Н.И. Метлиным в 1806 г., прекрасно вписался в классицистическую архитектуру Успенского (зимнего) собора, построенного в 1825-1833 г.г. по проекту губернского архитектора П.И. Фурсова, и колокольни, возведенной в 1820-е гг. Устроенный в честь св. великомученика Георгия и св. благоверного князя Георгия Всеволодовича храм в нижнем ярусе колокольни – первая юрьевецкая церковь, посвященная легендарному основателю города. Зодчие, возводившие Успенский собор и колокольню ориентировались на соборный ансамбль губернского города Костромы. Следует отметить необычное расположение зданий юрьевецкого соборного ансамбля, вытянувшихся четко вдоль красной линии центральной Георгиевской улицы, идущей параллельно Волге.

Е.В. Пономаренко
Архитектура отдаленных монастырей Южного Урала XIX – начала XX века. С. 141-145

В статье предпринята попытка анализа широкого круга вопросов, связанных с формированием архитектурой старообрядческих скитов и отдаленных монастырей Южного Урала, композицией и застройкой уникального пещерного монастыря староверов на острове Веры озера Тургояк на Южном Урале. Проанализированы основные сооружения монастыря, относящиеся к древности, к XIX и началу ХХ веков. Рассмотрено использования древнейших мегалитических искусственных пещер для нужд монастыря в XIX - начале ХХ веков.

А.Н. Яковлев
Церковь Кира и Иоанна на Солянке и архитектурный тип «четверик со скруглёнными углами». С. 146-167

Статья посвящена проблеме повторения столичного образца в архитектуре провинции. В центре внимания группа храмов-повторений известных московских церквей, построенных в ознаменование восшествия на престол Екатерины II по проекту архитектора Карла Бланка. Церкви Святых Кира и Иоанна на Солянке и Екатерины на Ордынке стали очень популярными образцами для копирования и породили массу провинциальных повторений. Эта интересная группа памятников, объединённая общей композиционной схемой четверика со срезанными или скруглёнными углами, вписывается в широкий типологический ряд сходных между собой провинциальных храмов. Также в статье затронута методологическая проблема практического применения формального анализа памятника для его атрибуции и датировки.

Царева С.М.
Итальянец Сантино Кампиони и его скульптурная мастерская в Москве. С. 168-182

В статье проведена попытка воссоздания творческой биографии известного в своё время мраморщика Сантина Петровича Кампиони. С родителями и братьями он приехал из Итальянского городка Варенны, и с конца XVIII века работал в Москве. Его мраморная мастерская, производившая также алебастровые и бронзовые отливки статуй и барельефов, принимала участие в отделке многих московских зданий и подмосковных усадеб.

Залесов В.Г.
Институт епархиальных архитекторов в Российской империи в XIX – начале XX века. С. 183-195

В статье рассматривается процесс формирования в России в XIX – начале XX века института епархиальных архитекторов. Освещаются вопросы российского архитектурно-строительного законодательства, регламентации храмового строительства, распространения «образцовых» проектов, организации контроля качества проектов и построенных зданий, система архитектурно-инженерного образования для нужд церкви. На примере одной из российских епархий – Томской епархии рассматривается деятельность епархиальных архитекторов, их вклад в архитектуру Сибири, функционирование системы ведомственной архитектурно-строительной службы.

Лисовский В.Г.
Архитектурное образование в Академии художеств: время эклектизма. С. 196-211

Статья продолжает серию публикаций автора, посвященных изучению истории архитектурного образования в Императорской Академии художеств. В настоящей публикации рассматривается процесс подготовки художников архитектуры в период, заключенный между реформами Академии 1859 и 1893 годов. На этот период приходится абсолютное господство эклектических методов в практике реального проектирования. Обращаясь к архивным и музейным материалам, автор стремится выяснить, в какой мере переход к эклектизму затронул академическую школу. Многие из изученных в работе текстовых документов и графических материалов (чертежи и эскизы ученических проектов) впервые вводятся в научный оборот.

Ю.А. Никитин
Выставочные комплексы дореволюционной России – новый вид архитектурного ансамбля. С. 212-231

Промышленные, сельскохозяйственные и различные специализированные выставки России второй половины XIX – начала ХХ века превратились в архитектурные комплексы павильонного типа, на которых возводилось большое количество уникальных зданий. Кроме выставочных павильонов здесь возводились театры и кинотеатры, концертные залы и музыкальные павильоны, эстрады и беседки, рестораны и трактиры, здания администрации, экспертов, почты, телеграфа, вокзалов, различных служб и т.д.

Художественные достоинства выставочных комплексов складывались из многих факторов: свойств самого участка, композиционного решения планировки, качества архитектуры выставочных сооружений и малых форм, благоустройства и озеленения, единства всего объемно-пространственного решения. Фестивальный характер выставок дополнялся музыкой, театрализованными представлениями и рекламными презентациями. Эта искусственно созданная художественная среда представляет собой новый вид архитектурного ансамбля.

Нащокина М.В.
К атрибуции дома Паисия Мальцева в Балакове. С. 232-234

Приведенные в статье новые сведения, позволяют документально установить непричастность Ф.О. Шехтеля к перестройке и отделке особняка богатого балаковского купца П.М. Мальцева, роскошные разностильные интерьеры которого давно вызывают интерес исследователей. Найденное рекламное объявление указывает на принадлежность живописной отделки интерьеров крупному мастеру декоративной живописи конца XIX – начала XX века – Августу Томашки, а, кроме того, уточняет дату отделки особняка (до 1895 года) и подтверждает его принадлежность к московской архитектурной школе.

Нащокина М.В.
Михаил Бугровский – архитектор купеческой Москвы. С. 235-260

Статья посвящена творческой биографии малоизвестного московского архитектора М.Ф. Бугровского (1853-1925), которая рассматривается впервые. Перечислены и проанализированы все обнаруженные на сегодня работы зодчего, прослежены его контакты с купеческой средой Москвы, подробно освещена его повседневная работа, состоящая из множества рутинных строительных заказов на перестройки, надстройки и ремонты. Центральным объектом исследования стал московский особняк крупного коммерсанта и промышленника Н.Д. Стахеева, величественный облик которого в стиле «неогрек» и роскошные разностильные интерьеры по праву относятся к лучшим памятникам архитектуры эклектики. Изучение творческих мотивов рядового участника историко-архитектурного процесса, предпринятое в работе, приближает нас к пониманию феномена своеобразия московской архитектуры XIX столетия. Материалом для статьи послужили многочисленные архивные документы, в том числе материалы семейного архива Бугровских.

Кириков Б.М.
Григорий Люцедарский — мастер петербургского модерна. С. 261-280

В статье впервые представлено творчество малоизвестного архитектора Г.И. Люцедарского — незаурядного мастера петербургского модерна. Основные его работы были выполнены по заказам принца А.П. Ольденбургского. Архитектор создал целый ряд оригинальных больничных зданий, построил Народный дом императора Николая II — крупнейшее сооружение такого рода. Произведения Г.И. Люцедарского отмечены чертами яркой творческой индивидуальностью.

Белинцева И.В.
Архитектура колонии вилл Георгенсвальде первой половины 20 века (поселок Отрадное Калининградской области). С. 281-297

Архитектура поселка Отрадное – бывшей колонии вилл Георгенсвальде, возникшей в 1908 г. на побережье Самбии в бывшей немецкой провинции Восточная Пруссия, до сих пор не изучена. Сохранившиеся памятники начала XX века – курортный дом (ныне санаторий), здание вокзала (ныне жилой дом), водонапорная башня (предполагаемый музей места), а также жилые дома представляют собой интересные памятники зодчества в стиле модерн начала XX века. В статье представлен сравнительный анализ сохранившихся зданий, а также краткие биографии их создателей (О.В. Куккукк, М. Щёнвальд и др.). К сожалению, авторство многих сооружений, творческие достижения строителей и зодчих вилл установить не удалось. Анализ стилистики отелей и вилл Георгенсвальде демонстрирует приверженность к местной версии югендстиля, для которой характерны свободный план, двухэтажный холл, вокруг которого формируется пространство виллы, использование сложных форм крыш, определяющих живописный силуэт здания, «верандный стиль», и т.д. Существующие объекты требуют дальнейшего исследования.

Маилов С.А.
Роль творческого наследия архитектора Эммануила Ходжаева в формировании кисловодского курорта. С. 298-314

Рассматриваются малоизвестные стороны многогранной деятельности одного из местных архитекторов начала ХХ века - Эммануила Богдасаровича Ходжаева. Анализируется архитектура его крупных объектов, - частных гостиниц, отелей и некоторых дач во взаимосвязи с особенностями пространств и ландшафтов определенных районов исторического Кисловодска. Утверждается, что зодчий Э.Б. Ходжаев стоял у истоков формирования живописно-пространственного стиля застройки дореволюционного Кисловодска, внесшего весомый вклад в историю развития уникального отечественного курорта.

Г.А. Птичникова
Становление линейной планировочной структуры города: Царицын – Сталинград – Волгоград в XIX–XX веках. С. 315-330

В статье анализируется формирование линейной планировочной структуры крупнейшего российского города - регионального центра Царицына-Сталинграда-Волгограда. Исследуются сложные и противоречивые по характеру градостроительные процессы, сопоставляются архитектурные теоретические концепции с их реализацией на практике.

Гордин А.А.
Социалистический город Горьковского автозавода в 1930 гг.: от идеи к реальности. С. 331-346

В работе освещается проблема создания и развития Соцгорода Горьковского автозавода в 1930 г.; подробно анализируется процесс разработки генеральных планов застройки Автозавода и их реализация; рассматривается эволюция архитектурно-ландшафтной организации территории промышленного района.

Коршунова О.Г.
Три образа главного входа на ВСХВ: компромисс, диалог, вызов. С. 347-355

Статья посвящена истории проектирования Главного входа на ВСХВ 1939 года. Анализ графических материалов из коллекции Музея архитектуры показывает, что Леонидом Поляковым было создано три разных по стилю варианта. Первые по времени создания проекты носят синтетический характер, в них очевидно влияние творчества мэтров отечественной архитектуры В. Щуко и И. Фомина, учителей и наставников молодого архитектора, с которыми его связывали годы совместной работы. Окончательный вариант отличается оригинальной формой, сочетанием монументальности, лаконичности и выразительности образа. Это сооружение ─ «точное попадание» в эстетический идеал эпохи. В статье делается попытка проследить основные вехи творческой эволюции Полякова на пути создания Главного входа, проекты-варианты рассмотрены в контексте современной советской архитектуры. Эпизод участия Л. Полякова в эпопее создания ВСХВ рассматривается как веха в формировании творческого метода архитектора.

А.Г. Вайтенс
Генеральный план восстановления и развития Ленинграда 1948 г. ( к истории разработки, утверждения и реализации). С. 356-365

Статья посвящена разработке и утверждению Генерального плана восстановления и развития Ленинграда, происходившими в первые послевоенные годы. Рассмотрены роль Н.В. Баранова, в те годы главного архитектора Ленинграда, в этих процессах, сложности и проблемы, возникшие в первые годы реализации этого документа. Показано значение этого Генерального плана в развитии ленинградского градостроительства советского времени.