Отв. ред. И.А. Бондаренко. - М.-СПб.: Коло, 2014. - 316 с.

Полнотекстовая версия на портале РИНЦ

 Architectural Heritage #60: English

Содержание и аннотации статей

Бондаренко И.А.
Печь и красный угол: к вопросу о происхождении традиции взаимного расположения

В статье выдвигается гипотеза о том, что традиционное взаиморасположение печи и красного угла в русской избе имело астральный прообраз, запечатленный в целом ряде древних созвездий, расположенных, прежде всего, в Млечном пути и возле него. По мнению автора, печь ассоциировалась с созвездием Жертвенника, а красный угол – с созвездиями Тельца, Близнецов, Ориона, Большого пса, под которыми находится Корма корабля Арго или Ноева ковчега. Проведенный геометрический анализ расчленения небесной сферы Млечным путем и симметричной ему окружностью, а также наклонной плоскостью эклиптики позволил представить избу в виде ладьи и звездного терема.

Седов Вл.В.
Церковь Иоанна на Опоках в Новгороде как пример позднесредневековой архитектуры

В статье анализируется памятник новгородской архитектуры XV века, церковь Иоанна Предтечи на Опоках (или на Петрятине дворище). Этот памятник был сооружен в 1453 году на основаниях снесенного храма 1184 года, поставленного, в свою очередь, на основаниях еще более раннего памятника домонгольской архитектуры. Этот храм был важным центром новгородской жизни: в нем хранился эталон воска, в нем собиралась корпорация купцов, Иванское сто. Поэтому памятник получился столь значительным, как значительно и само направление архитектурной мысли, отразившееся в нем: предыдущий храм перед сносом «запоминают» и воспроизводят с максимальной точностью, что превращает новый храм в материальное воплощение тени или «идеи» разрушенного. В месте с тем, в «реставрированный» храм вставляется подцерковье, поначалу деревянное, отчего интерьер теряет часть высоты, становится если не приземистым, то пониженным, редуцированным. В этих процессах играет роль «пассеизм» позднесредневековой, историчной по сути культуры Новгорода середины XV века. С культурологической точки зрения «реставрация» такого рода – удивительный и показательный факт, тогда как художественные достоинства храма теряют от этого намеренного повторения форм прошлого.

Петров Д.А.
Русские летописи и вопросы хронологии строительства стен и башен Московского Кремля в 1480–1490-х гг.

Работа посвящена комплексу летописных известий о строительстве стен и башен Московского кремля в 1485–1495 (?) гг. Привлечены все известные нарративные источники, рассмотренные с точки зрения современного знания о данной проблеме, уточнены некоторые датировки, выявлены дополнительные источники, ранее не введенные в научный оборот. Результатом работы является расписанная по годам хронология строительства укреплений Московского Кремля.

Баранова С.И.
Московский изразец: от Белого моря до Поволжья и Сибири

Статья посвящена истории распространения московского изразца на территории Русского государства XVII века. В ней представлены различные способы миграции московских изделий: изразцы, формы для их изготовления, переезды мастеров. Автор анализирует изделия Москвы и  других  центров  производства, отмечая наличие региональных особенностей. 

Мазур Л.Д.
Эволюция архитектурного облика торговых пространств Владимира в XVII столетии

В статье на основании данных аутентичных документов рассмотрена объемно-пространственная композиция единого торгового пространства Владимира XVII столетия: осадного торга крепости, торговой площади посада и площади у Золотых ворот, соединенных единым планировочным стержнем - Большой улицей. Особую ценность представляет выполненная автором детальная ретроспективная реконструкция плана Владимирского торга 1625-1626 гг. с картированием всех располагавшихся на нем частных и общественных сооружений. Полученная реконструкция тем более ценна, что первые, самые общие межевые планы Владимира зафиксировали планировку города  более чем через 150 лет.

Гусарова Е.В.
«Петров чертёж Астрахани» – ранний городской план русских геодезистов

В центре исследования — план Астрахани XVIII в. из собрания Отдела рукописей Библиотеки Академии наук,  до сих пор специалистами не рассматривавшийся. Уточнение даты его создания, определение авторов представляет рассматриваемый чертёж как самый ранний из известных на сегодня геодезических планов городов, выполненных русскими специалистами, меняет наше представление о времени появления таких планов, перемещая его как минимум на 10 лет раньше принятого в литературе срока.

Последовательное сравнение определяет этот чертёж как протооригинал гравюры «Plan de la Ville d`Astracan» из пятитомного Малого морского атласа («Le petit atlas maritime…»), созданного Ж.Н. Беллином — «одним из великих картографов Просвещения»,  «самым важным французским картографом периода, когда Франция была главной колониальной державой», и изданного военно-морским министерством Франции в 1764 г. в Париже. Обозначен путь русского чертежа во французский морской атлас.

Проводится аналогия идентифицированных, датированных, атрибутированных в представленной работе русского чертежа и французской гравюры с «Петровым планом Москвы».

Никитина Т.Л.
Утраченная деревянная церковь на подворье ростовских архиереев в селе Шестаково

В статье анализируются сведения Описи 1701 г. Ростовского Архиерейского дома об утраченной деревянной церкви Иоанна Предтечи на митрополичьем подворье в селе Шестаково. Описание этого храма, построенного по заказу ростовского митрополита Ионы, дает некоторое представление о практически неизвестной области художественной деятельности этого иерарха, связанной с деревянным зодчеством.

Бодэ А.Б.
Архитектура и характерные особенности деревянных часовен Водлозерья

В Пудожском районе Карелии на берегах и островах Водлозера сохранилась значительная группа деревянных часовен XVIII – XIX веков. В статье рассказывается об архитектуре и строительной истории водлозерских часовен, внимание заостряется на их характерных особенностях. Рассматриваемые памятники в своей совокупности дают достаточно полное представление о сложившихся здесь местных архитектурных традициях. Деревянное зодчество Водлозерья, в силу удаленности и обособленности края, наиболее долго сохраняло архаичные особенности.

Масиель Санчес Л.К. 
Архитектурное освоение Сибири в начале XVIII века

В 1699-1714 гг. на государственные средства мастера из Москвы, Ярославля, Соликамска, Тобольска и др. городов велось масштабное каменное строительство более чем в десятке городов Сибири. В Верхотурье, Далматовом монастыре, Тобольске, Тюмени, Енисейске, Иркутске и Нерчинском монастыре сохранились построенные тогда каменные кремли, гостиные дворы, приказные избы и храмы. Их архитектура — яркие образцы столичного нарышкинского стиля. Несмотря на некоторые архаические допетровские черты, они оригинальны и порой уникальны по сложной композиции (крещатое пятиглавие на восьмерике) или изощренному декору (изразцовые композиции в виде солнц). Анализ этих зданий в общерусском контексте позволяет считать их самым передовым архитектурным явлением своего времени вне Москвы и ее окрестностей. Опыт этого строительства во многом подготовил и предопределили успех начавшегося несколько позже крупнейшего строительного мероприятия Европы XVIII в. - возведения новой столицы России Петербурга.

Крадин Н.П., Масленникова Д.С.
Истоки монастырского строительства на окраинных землях Российской империи (вторая половина XVII – начало XX вв.)

Данная статья посвящена различным аспектам монастырского  зодчества на  территории Дальнего Востока России, где такой многогранный и сложный феномен, как православный  монастырский комплекс, с самого начала своего возникновения был отмечен чертами регионального своеобразия. В статье исследованы истоки строительства монашеских обителей на окраинных территориях Российского государства в той особой пестроте явлений и различных факторов (социально-политических, географических, природно-климатических), которые предопределили формирование самобытной, неповторимой школы монастырского  зодчества дальневосточного региона, имеющей более чем трехсотлетнюю историю. Монастырские ансамбли на Дальнем Востоке России рассматриваются автором как сложная сакрально-архитектурная конструкция; многоуровневая структура из  высших духовных и  материально-бытовых составляющих,  формирующаяся очень длительное время – со второй половины XVII и до начала  XX вв.

Грязнова Н.В.
Вторая «беда» России и попытки её устранения в период правления Екатерины II

В период правления Екатерины II в Российской империи началось создание целостной структуры государственных дорог и почт. Был разработан комплекс законодательных мер, направленных на улучшение положения в дорожном деле. Была установлена своеобразная иерархия почтовых дорог, соответствующая иерархии той структуры расселения, которая была создана с введением в 1775 году закона «Учреждения  для управления губерний».

Реализацией законодательных решений должны были заниматься чиновники губернской администрации, некоторых из них эти обязанности подвигли на создание проектов устройства дорог. Способы устройства дорог публиковались в Трудах Вольного Экономического общества. Развившаяся в этот период усадебная культура, внесла романтическую черту в оформление аллей и усадебных дорог. Изменения, произошедшие в дорожной сфере, определили новое отношение к пространству, оно стало восприниматься доступным. Развилась любовь к путешествиям, которые стали своеобразным способом познания мира.

Клименко Ю.Г.
Дом И.И. Юшкова в генезисе московских классицистических домов с угловой ротондой

Дом И.И. Юшкова  относят к  лучшим архитектурным памятникам Москвы эпохи зрелого классицизма. Предполагается, что это первый пример особняка  с угловой ротондой, получивший позднее широкое распространение. Именно воссозданию первоначального замысла в  решении угловой ротонды посвящено настоящее исследование.  На основании изучения аналогичных инженерных конструкций и привлечения исторических документов, была сделана попытка воссоздать проектный облик дома  И.И.Юшкова. От современного он отличался купольным завершением угловой ротонды, что существенно изменяет градостроительное восприятие этого классицистического ансамбля.

Анализ аналогичных планировочных решений в организации парижского жилого дома века Просвещения, позволяет точно определить степень заимствования московской классицистической архитектурной школой.  

Яковлев А.Н.
Церковь Варвары на Варварке. Типология и иконография

Церковь на Варварке (1796-1804) – один из известнейших московских храмов. Тем не менее, до сих пор не разъяснен вопрос об авторе проекта храма. Существующее мнение о Родионе Казакове, как строителе церкви на Варварке подвергается сомнению.

 В начале статьи рассматривается проблема прототипов архитектурной иконографии церкви на Варварке. Выявляются три главных прототипа: храм Михаила Архангела (1794-96) в усадьбе Барышниковых Алексино Смоленской области; церковь в Кузьмищеве (1789) Калужской области и церковь в Николо-Прозоровском (1792) Московской области. Все эти храмы типологически, стилистически и композиционно очень близки к московской церкви. Все они, так или иначе, связаны с творчеством Матвея Казакова. Делается осторожное предположение о том, что возможным автором проекта церкви на Варварке был Матвей Казаков. Вторая часть статьи посвящена провинциальным повторениям храма Варвары, который был очень популярен, благодаря чудотворной иконе, и был много раз скопирован в провинции.

Николаева М.В., Михайлова М.Б., Эскин Ю.М.
Неисследованные документы к биографии архитектора Джакомо Кваренги

Статья посвящена малоизученному событию из жизни итальянского архитектора Джакомо Антонио Кваренги, состоявшего на государственной службе в России – вступлению его в 1800 г. в Мальтийский орден. Обратиться к этой теме позволил документальный комплекс под названием «Доказательства дворянина Якова Гваренгия», обнаруженный в Российском государственном архиве древних актов, который включает свидетельство о рождении мастера, родословные росписи семьи Кваренги с 1303 г. и другие материалы, полученные из Бергамо в копиях. Особый интерес представляет рисунок фамильного герба в цвете, сделанный, вероятно, самим Д. Кваренги. С этим периодом в жизни и творчестве мастера связано появление во дворце вице-канцлера Российской империи М.И. Воронцова на Садовой улице в 1798–1800 годах двух храмов: православной церковь Рождества Иоанна Предтечи и католической церкви во имя святого Иоанна Крестителя, так называемой Мальтийской капеллы, которая считается одним из самых замечательных творений Кваренги.

Соловьева И.Н.
Проекты и постройки храмов «русско-византийского стиля» на Брянщине (40-60 гг. ХIХ века)

Статья посвящена «русско-византийскому стилю» на Брянщине (40-60-ые годы ХIХ века). Автор, анализируя церковные постройки и проекты в данном регионе, устанавливает их прототипы. Ряд проектов, сочиненных К.А. Тоном и его последователями, были использованы архитекторами, проектирующими для Брянщины. Среди образцовых проектов были различные варианты пятиглавых церквей, композиционный тип «корабль» с шатровой колокольней.

Щенков А.С., Щенкова О.П.
Ордерные и средневековые мотивы в архитектуре Китай-города 1870 – 1880-х годов

Обращение к тем или иным стилистическим чертам в архитектуре в 1870-1880-е годы было связано с национально-патриотическими мотивами, со стремлением подчеркнуть типологическую или конфессиональную принадлежность сооружения. В застройке Китай-города, наряду с этим, прослеживается внимание к поддержанию, в определенной мере, стилистической целостности значительных фрагментов застройки.

Печёнкин И.Е.
К вопросу об истоках неорусского стиля в архитектуре второй половины XIX века

Автор статьи предпринимает попытку выявить истоки формирования национально-романтического направления отечественной архитектуры рубежа ХIХ – ХХ веков (так называемого неорусского стиля) в стилевых поисках предшествующих десятилетий. Укоренившаяся в российском архитектуроведении гипотеза о спонтанном рождении нового метода работы с древнерусскими прообразами в ходе строительства маленькой усадебной церкви в подмосковном Абрамцеве по рисунку живописца В. Васнецова сегодня нуждается в дополнительном осмыслении, а возможно – и пересмотре. В частности, в статье акцентируется факт синхронности возникновения «официального» русского стиля Александра III и строительства храма в Абрамцеве, а с другой стороны подчёркивается генетическая связь архитектурного творчества В. Васнецова с декоративными поисками 1870-х годов и его включённость в отечественную романтическую традицию, которая казалась безнадёжно прерванной во второй половине XIX века – вплоть до начала эпохи модерна. Этот сюжет, несомненно, требует дальнейшего глубокого исследования.

Баранцева Е.В.
Эволюция социальных функций территории бывшего Ново-Алексеевского монастыря. Формирование духовно-просветительского центра

В статье рассмотрены основные этапы формирования ансамбля Алексеевского монастыря в Красном селе, приведены аксонометрические реконструкции, основанные на архивных материалах, дающие представление об эволюции монастырского комплекса с 1837-го года до начала 20-го века. Исторически сложившиеся принципы застройки территории представляют интерес для дальнейшего развития обители, возрожденной в 2013 году на территории храма Всех Святых в Красном селе.

Хисамутдинов А.А., Франкьен Ив
Архитектор В.А. Плансон во Владивостоке и Сан-Франциско

Статья посвящена архитектору Владимиру Антоновичу Плансону (1871, Вятка – 1950, Сан-Франциско), построившему в 1900–1921 гг. во Владивостоке немало зданий, которые ныне входят в число архитектурных памятников. Используя материалы личного собрания архитектора, которое хранится в Музее-архиве русской культуры в Сан-Франциско, автор рассказывает о его жизни и творчестве, а также истории строительства ряда зданий. Ранее неизвестные документы, почерпнутые из архива Плансона, позволяет установить его авторство относительно некоторых объектов, до недавнего времени ошибочно приписываемого другим архитекторам.

Конышева Е.В.
Проекты «Большой Москвы» (1931/1932) германских архитекторов: непосредственные истоки, влияния, трансформация опыта

Статья посвящена анализу конкурсных проектов «Большой Москвы» немецких архитекторов Э. Мая и К. Майера. Главное внимание уделяется истокам творческих принципов европейских архитекторов, их преломлению в представленных проектах, а также сопоставлению двух конкурсных разработок. Исследование основано на изучении документальных и графических источников, как отечественного, так и зарубежного происхождения.

Птичникова Г.А., Олейников П.П.
Общественное пространство советского города 1930-х гг. (на примере проектов площадей Сталинграда)

В статье освещаются особенности сложных поисков формирования общественных пространств в советских городах довоенного периода. Площади в этот исторический период рассматривались новый «социалистический форум», который должен был олицетворять архитектурно-планировочными средствами высший тип пролетарской демократии. На примере развития площадей Сталинграда показываются сложности реконструкции исторических площадей и проектные предложения новых общественных пространств.