Гл. ред., сост. И.А. Бондаренко. - М.-СПб.: Коло, 2015. - 336 с.

ОБОРОТ ТИТУЛА И СОДЕРЖАНИЕ (pdf)

Полнотекстовая версия на портале РИНЦ

Аннотации статей

Бондаренко И. А. 
О некоторых мнимых противоречиях в традиционных представлениях об архитектуре мироздания

Рассматриваются противоречия в архаических представлениях об устройстве Вселенной в соотнесении с наиболее устойчивыми и универсальными принципами архитектурного формообразования. Обосновывается мысль о том, что геоцентрическая и плоскостно-комарная модели мироздания не отрицали, а закономерно дополняли друг друга, что дает ключ к раскрытию символики разного типа построек.

Кишик Ю. Н.
Становление дорегулярной планировочной структуры Витебска

Выполнена реконструкция планировочной структуры раннего Витебска, сформировавшейся из нескольких самостоятельных первоначальных поселений. Показана очередность появления каждого из ее элементов, перераспределение их функциональных и композиционных ролей, индивидуальные приемы композиционной организации застройки в каждом городском районе. Выявлены признаки  своеобразия городского комплекса, обусловленные его соответствием начертанию осей пространствообразующих рельефных форм.

Петров Д. А.
К вопросу о датировке церкви Св. Мины в Старой Руссе

В статье рассмотрена проблема датировки церкви Св. Мины в Старой Руссе. Ранее эта церковь датировалась разными исследователями 1420–1440-ми годами. В работе проведен детальный анализ архитектурных форм, сделана попытка раскрыть творческий метод строителей и гипотетически реконструировать структуру заказа. Указана главная архитектурная аналогия — церковь Воскресения на Мячине 1463 г. Церковь Св. Мины предварительно датирована 1465–1475 гг.

Седов Вл. В.
Казанский кремль в конце XVI века

В статье описывается и анализируется материал по Казанскому кремлю, а именно по тем его частям, которые были сооружены в 1590-е гг. и дополнили периметр крепости, частично уже выстроенный в камне псковскими мастерами в 1550–1560-е гг. Рассматривается абрис крепостных стен, расположение башен и прясел между ними, общий характер укреплений. Отдельное внимание уделено описанию сохранившихся круглых башен, показывающих мастерство строителей, возводивших эту твердыню в Среднем Поволжье. Проводятся аналогии с другими крепостями того времени, высказываются предположения о связях строителей этой незаурядной крепости времени царя Федора Ивановича с мастерами, строившими кремль в Астрахани, и мастерами, возводившими стены Ипатьевского монастыря.

Мазур Л. Д.
Осадные дворы в XVII столетии (на примере Владимира, Суздаля, Шуи)

Статья посвящена исследованию объемно-пространственных характеристик осадных дворов, вплоть до XVIII столетия заполнявших центральную укрепленную территорию любого русского города. Архитектурные особенности располагавшихся на них построек и их функциональное предназначение рассмотрено на примере Владимира, Суздаля и Шуи, и сопровождается авторскими реконструкциями подворных планов и схем застройки крепостей. На основе документов, созданных в процессе генеральных переписей Российского государства, анализируется ряд сопутствующих вопросов, прежде не привлекавших внимания исследователей: кому принадлежали дворы, в чьем ведомстве они находились и кто на них жил, как происходило их распределение по владельцам и какова была их топография.

Носкова А. Г.
Малоизвестные церкви западного Прионежья XVII века — характерные представители прионежского типа храма

Статья посвящена памятникам — характерным представителям так называемого прионежского типа храмов. В ней подробно описаны четыре малоизвестные утраченные постройки Западного Прионежья последней четверти XVII столетия. На основании вновь выявленных архивных материалов сделана графическая реконструкция двух из них: Никольской церкви в селе Деревянное (1683) и Ильинской в Горном Шелтозере (1682–1685). Прионежские церкви сопоставляются с ближайшими аналогами, определяется их место среди других памятников большой Онежско-Ладожской храмостроительной традиции XVII–XVIII вв. Прослеживаются пути сложения и развития в Прионежье уникальных архитектурных форм.

Мерзлютина Н. А.
Богоявленская (Симоновская) церковь города Юрьевца

Статья посвящена древнейшему на сегодняшний день храму города Юрьевца — Богоявленской (Симоновской) церкви, возведенной в камне в начале XVIII в. Разбирается строительная история храма, анализируются особенности его архитектуры. Подробно освещается вопрос погребения в храме св. Симона Блаженного и архитектурное оформление его гробницы. Высказывается предположение о том, что автором композиции храма мог быть митрополит Казанский и Свияжский Тихон (Воинов), побывавший в Юрьевце в 1702 г.

Масиель Санчес Л. К.
Четыре сибирских храма 1770-х годов: с Байкала на Енисей

В статье рассматриваются четыре малоизвестных произведения 1770-х гг.— церкви Посольского монастыря на Байкале, Троицкая в Енисейске, Владимирская в Иркутске и Одигитриевская в Кузнецке. Проведенный анализ показывает, что все они развивают формы иркутской школы. Иркутская церковь не порождает подражаний, в то время как енисейская оказывается ключевой в формировании местного барокко. Подобный «перенос» традиции видится нетипичным явлением для русских региональных архитектурных школ XVIII в.

Басова И. Г.
Из истории дома С. С. Апраксина на Знаменке: особняк или публичный театр?

Статья посвящена дому на улице Знаменка в Москве, принадлежавшему С. С. Апраксину, богатому екатерининскому вельможе. Необычность постройки заключается в том, что она совмещала под одной крышей частные жилые покои и огромное помещение театра, который на протяжении нескольких десятков лет функционировал как публичный. Благодаря архивным документам удалось узнать новые сведения об обстоятельствах приобретения участка, строительства дома и причинах его продажи государству. Большое внимание в статье уделяется бытованию в этом доме семьи заказчика, личности владельца, чьи пристрастия и увлечения во многом объясняют появление этого уникального в своем роде сооружения. Часть статьи посвящена апраксинскому театру, чья история неотделима от истории этого дома и тесно связана с судьбой владельца. Автор на конкретном примере пытается проанализировать механизм взаимодействия заказчика и архитектора в конце XVIII в.

Ухналев А. Е.
Проектная графика мастеров русской архитектуры конца XVIII — начала XIX века в архиве выборгской усадьбы Монрепо (Хельсинки)

Представлена часть результатов научного описания коллекции архитектурной графики усадьбы Монрепо из Архива музейного ведомства Финляндии. Вновь определены чертежи Дж. Кваренги, Ж.-Ф. Тома де Томона, Ч. Камерона, В. Бренны. В проектах Кваренги, Камерона и Бренны выделены собственноручные чертежи архитекторов и работы мастерских. Показано, что чертежи в основном относятся к строительству в Монрепо. С использованием переписки барона Л. Г. Николаи уточнены обстоятельства создания проектов.

Микишатьев М. Н.
Архитектор Александр Брюллов при дворе Николая I. Творческая индивидуальность зодчего и воля императора. Часть вторая. Служебный дом Мраморного дворца и жилые дома Академии художеств

Статья посвящена сложностям творческого процесса придворного архитектора А. П. Брюллова при работе над проектами служебного дома Мраморного дворца и жилых домов Императорской Академии художеств. Активное участие императора Николая I в ходе проектирования рассмотренных произведений архитектора, как выясняется, имело скорее позитивный, а порой и определяющий характер. Это обстоятельство в обоих случаях помогло зодчему преодолеть творческий кризис и найти правильный путь в создании проекта. Тем не менее окончательный результат был обусловлен талантом зодчего, который на последнем этапе создания проектов позволял ему в полной мере раскрыть указанный заказчиком замысел. При этом рассмотренные произведения А. П. Брюллова характеризуются композиционной гармонией, совершенством формы и изяществом исполнения.

Озола С. Р.
Курорт Либава в конце XIX века

Лечение целебными водами в начале XIX в. послужило толчком к развитию на Кавказе первого курортного региона в Российской империи. Формируется этика и содержательность курорта. Купальни начинают устраивать и на побережье Балтийского моря.

Либава (позже Лиепая) с конца ХVIII в. стала известна как ремесленный центр и курорт с весьма оживленной купальней. С 1834 г. здесь действует частное заведение с холодными и горячими морскими ваннами. В 1860 г. прибывший в Либаву престолонаследник Николай Александрович открыл купальное заведение. В 1870 г. заложен парк и открыто заведение с морскими ваннами. С 1871 г. развитию курорта и планировки Либаву способствовало железнодорожное сообщение, проекты для создания парка и застройки курорта разрабатывает городской архитектор Паул Макс Берчи.

Лисицына А. В.
Каменные усадебные комплексы Городца середины XIX — начала ХХ века

Статья посвящена изучению архитектуры каменных усадебных комплексов Городца, который в середине XIX — начале ХХ в. представлял собой развитое торгово-промышленное село Нижегородской губернии. Рассмотрены функциональные, градостроительные, композиционные особенности усадебных комплексов. Выявлены основные архитектурно-стилевые направления, отразившие общие тенденции развития российской архитектуры от позднего классицизма до модерна, и их преломление под влиянием местных художественных традиций.

Кириченко Е. И.
Влияние технического прогресса на культовое зодчество России второй половины XIX — начала XX века и творчество Василия Антоновича Косякова

В статье на примере творчества Вас. А. Косякова впервые в отечественном архитектуроведении рассмотрены два аспекта влияния технического прогресса на церковное зодчество России второй половины XIX — начала XX в. Первый из них — распространение парового и пароводяного отопления — стал причиной отказа от устройства служивших зимними храмами трапезных, что привело к постепенному прекращению строительства наиболее распространенного в XVII — первой половине XIX века храмов типа «кораблем», а значит, существенному изменению типологии храмового строительства. Второй аспект внедрения научно-технических достижений в практику церковного строительства, рожденный распространением сводчатых железобетонных конструкций, благоприятствовал резкому увеличению строительства бесстолпных храмов, в частности бесстолпных храмов со сводами на перекрещивающихся арках, а также впервые с послепетровского времени введенных в употребление базиликальных храмов.

Кириков Б. М.
Церковь Нотр Дам де Франс в Петербурге. От неороманского стиля к северному модерну

В статье рассмотрены история создания и стилевые особенности Французской католической церкви в Санкт-Петербурге (1903–1909). Первоначальный ее проект разработал Л. Н. Бенуа по мотивам романской архитектуры Южной Франции. В дальнейшем, с привлечением в соавторы М. М. Перетятковича, проект был видоизменен. В итоге неороманские черты церкви получили резкое преломление в приемах северного модерна.

Нащокина М. В.
Особенности творческого метода русского зодчего рубежа XIX–XX веков (на примере круга работ Льва Кекушева)

В статье высказано предположение о возможном повторном использовании авторских архитектурных или рабочих чертежей крупного мастера конца XIX — начала XX в. Льва Кекушева другими зодчими и заказчиками. Приведенные примеры, доказывающие эту возможность, расширяют наши представления о творческой кухне ведущих русских архитекторов того времени. Кроме того, приведенные факты акцентируют малоизученный аспект работы столичных зодчих в провинции, не исключавший возможность продажи уже использованных чертежей для вторичного применения. Хотя мы остановились только на творчестве Льва Кекушева, подобные факты есть и в биографиях других архитекторов.

Слезкин А. В.
Творчество А. В. Щусева и церковная архитектура неорусского стиля

Статья посвящена контекстуальному анализу произведений А. В. Щусева в жанре церковной архитектуры. Анализируется взаимовлияние творчества А. В. Щусева и В. А. Покровского, обозначается вклад Щусева в формирование языка неорусского стиля — «архаико-коллажный» метод стилизации, разработка темы «храма-града». Публикуются новые архивные материалы.

Романов Р. А.
«Капиталистический рай» для рабочих: утопия или реальность? Богородско-Глуховская мануфактура конца XIX — начала XX века

В статье проанализировано создание купцами Морозовыми «капиталистического рая» для рабочих — Богородско-Глуховской мануфактуры конца XIX — начала XX в. Глуховская мануфактура, действительно, была уникальной во всех без исключения отношениях: производственном, социально-бытовом и архитектурном. Для рабочих фабрики были созданы все социальные условия для комфортного проживания и работы. Как следствие, появился совершенно новый тип градостроительной единицы — фабричный комплекс; происходило формирование нового типа застройки, впоследствии всё более и более развивавшегося, давшего начало целым поселкам и даже городам.

Лисовский В. Г.
Архитектурное отделение Академии художеств в 1920-х годах

В статье впервые приводятся основанные на изучении архивных материалов сведения об особенностях развития архитектурной школы Академии художеств 1920-х гг. Анализируются стилистические тенденции и методические принципы школы, цитируются важнейшие документы, рассматриваются курсовые и дипломные проекты, дается характеристика деятельности ведущих педагогов — Э. Я. Штальберга, А. Е. Белогруда, И. А. Фомина, Н. А. Троцкого, С. С. Серафимова, Л. М. Тверского, М. И. Рославлева и др.

Казусь И. А.
Товарищество «Техбетон» и развитие архитектуры конструктивизма на Урале (1920–1930-е годы)

На примере участия созданного инженером С. Л. Прохоровым архитектурного кооперативного товарищества «Техбетон» (1925–1935) сначала в проектировании и строительстве сооружений нефтепровода Баку — Батуми (1928), Сталинградского тракторного завода (1929), а затем цехов и сооружений гиганта тяжелого машиностроения СССР — Уральского машиностроительного завода (1929–1932) и других комплексов Урала показана включенность этого товарищества в процесс развития архитектуры советского авангарда 1920–1930-х гг.

Духанов С. С.
Исторические центры новых промышленных городов Западной Сибири в 1930-е годы

В статье анализируется процесс формирования исторических центров новых промышленных городов Западной Сибири — Новосибирска, Кемерово и Новокузнецка (Сталинска) — в 1930-е гг. Исследование основано на анализе графических и текстовых архивных материалов о ходе строительства городов, проектов планировки и реконструкции, а также реализованных фрагментов застройки. Несмотря на то что в планировке новых западносибирских городов нашли отражение типичные для советского периода градостроительные идеи, их напластование и трансформация в региональных условиях к концу 1930-х гг. привели к формированию индивидуальных планировочных особенностей.

Старостенко Ю. Д.
Архитектура на службе государства: формирование положительного имиджа власти в 1930-е годы (Москва)

В статье рассматриваются вопросы взаимосвязи архитектурного сообщества и власти в СССР в 1930-е гг., когда правящая элита осознала, что искусство, в том числе архитектура, может помочь создать положительный имидж власти даже в условиях проведения непопулярных мер политического и экономического характера. В результате был установлен контроль как за практической работой архитекторов (создание проектных мастерских), так и общественной жизнью архитектурного сообщества (создание Союза архитекторов).