Гл. ред., сост. И.А. Бондаренко. - СПб.: Коло, 2016. - 242 с.

ОБОРОТ ТИТУЛА И СОДЕРЖАНИЕ (pdf)

Полнотекстовая версия на портале РИНЦ

Аннотации статей

И.А. Бондаренко. Творческий подъем древнерусской архитектуры на исходе Средневековья

Статья посвящена выявлению причин и следствий того духовного подъема, который переживала древнерусская культура в период формирования и укрепления Московского самодержавного государства. Обосновывается мысль о том, что благодаря этому подъему все множество иноземных заимствований ставилось на службу своему, самобытному искусству, выражавшему идею избранности русского народа и самой Св. Русской земли. Показано существование сомнений в правомерности столь стремительного и горделивого возвышения Москвы, резко обострившихся в связи с церковными реформами. Раскол, усугубленный становлением абсолютизма, привел к возникновению в одной стране двух разных культур. Традиционная культура, а с ней и архитектура, продолжила существование и сохранила способность приносить самобытные плоды в христианской по преимуществу староверческой среде. Официальная имперская культура «верхов», отмежевавшись от нее и обратившись на Запад, при всем своем блеске утратила прежние глубинные жизненные силы.

Вл.В. Седов. Церковь Ильи Пророка в Добровидках — исчезнувший памятник псковской архитектуры XVI века

Статья посвящена почти неизвестному памятнику архитектуры средневековой Псковской земли — церкви в погосте (сельском административном и церковном центре) Добровидки. Эта церковь была разрушена в 1943 г. В работе публикуются архивные чертежи и фотографии памятника, а также материалы архитектурно-археологических работ, выявившие части древнего здания. На основании аналогий церковь в Добровидках датируется серединой XVI в.

Д.А. Петров. «Царя Иоанна хоромы» — «Nova aulae structura» — Дворец Лжедмитрия I — Запасной дворец — Набережный сад. Предварительный анализ графических источников

Работа посвящена исследованию графических источников (планы, виды), показывающих разобранное в конце XVIII в. здание Запасного дворца — самой большой отдельно стоящей постройки Московского Кремля в XVII в. Первое здание на этом месте, определившим его планировочную схему, было построено, вероятно, Иваном Грозным на склоне кремлевского холма как дворец для своих детей. В 1601–1602 гг. Борис Годунов построил трехэтажный каменный дворец, который, по-видимому, при Лжедмитрии I был надстроен комплексом деревянных палат на верхней террасе. Возможно, между 1660 и 1680 г. на верхней террасе был устроен сад («Верхний набережный сад»), окруженный по периметру каменной аркадой.

И.Н. Слюнькова. Московский Новоспасский монастырь. Архитектура соборного храма и кремлевский Благовещенский собор

Работа направлена на выявление особенностей архитектуры собора Новоспасского монастыря, обусловленных его возведением на месте предыдущего церковного здания. Используется метод графического анализа, реконструкции и сопоставления планов храмов XVII и конца XV в. исходя из гипотезы о строительстве первого здания собора Спаса на Новом по образцу Благовещенского собора Московского Кремля.

A.И. Савенкова. Успенский кафедральный собор в Астрахани. История строительства, архитектурные особенности

Статья посвящена анализу архитектуры Успенского собора Астраханского кремля, которая ранее не являлась самостоятельным предметом рассмотрения в специализированных трудах. Изложена история строительства памятника, проанализированы его типологическая преемственность с Успенским собором Московского Кремля и особенности стилистического решения. Сделана попытка определить аналоги и возможные влияния на сложение системы декоративного убранства собора.

И.Г. Басова. Дом лейб-медика Ж. А. Лестока — С. Ф. Апраксина в Петербурге. Попытка реконструкции по описи Виста 1758 года

В статье на основании архивной описи и аксономертического плана реконструируется облик дома, расположенного на Царицыном лугу в Петербурге и принадлежавшего сначала Ж. А. Лестоку, а затем С. Ф. Апраксину. Подробная опись всех строений на участке, а также интерьеров парадных, жилых и хозяйственных помещений вносит немалый вклад в изучение жилой архитектуры первой половины XVIII в., которой крайне мало сохранилось до наших дней в первоначальном виде.

B.В. Царёв. Архитектурно-планировочное формирование старожильческих селений в Нижнем Приангарье (XVII — начало XX века)

Рассмотрены особенности уникального архитектурного достояния, находящегося в регионе Нижнего Приангарья. Изложены результаты экспедиционных исследований исторической застройки старожильческих селений. Выявлены объекты народной деревянной архитектуры, имеющие научное и культурно-историческое значение. Приведены характеристики типов жилых домов и хозяйственных построек, сохранивших древние архитектурно-строительные особенности.

А.Е. Ухналёв. Проектная деятельность А. Шлютера и Г.-И. Маттарнови в Санкт-Петербурге

Последовательно рассмотрены петербургские здания и проекты, которые принято связывать с именем А. Шлютера. Путем сопоставления ранних изображений Верхних палат в Петергофе с проектом Кунсткамеры Маттарнови показано, что с большой вероятностью автором Верхних палат и Большого каскада был Маттарнови. Анализ архитектуры Верхних палат и Монплезира приводит к выводу о ее несоответствии пластической манере Шлютера и, напротив, ее близости геометрической манере Маттарнови.

М.Н. Микишатьев. Поль Жако. Особенности формообразования в творчестве мастера переходного времени

Статья посвящена особенностям творческого метода Поля Жако, петербургского архитектора начального периода историзма. Она содержит краткое описание творческого пути мастера. Основное место уделено формально-композиционному анализу крупнейших произведений мастера, имеющих важное градостроительное и общественное значение: комплексу Дома Голландской церкви на Невском проспекте и зданию Дворянского собрания на Михайловской площади, преимущественно интерьеру его колонного зала. Показано важное историческое место творчества П. Жако, которое демонстрирует сложный момент перехода от методов формообразования, характерных для русского ампира, к новым композиционным системам периода эклектизма (историзма).

A.Н. Яковлев. Церковь в подмосковном Быкове: иконография и прототипы

Церковь в усадьбе Быково (1782–1788) имеет оригинальную иконографию овального храма с девятью шпилями на куполе. Первая часть статьи содержит историографию памятника и постановку проблем, связанных с его иконографией. Во второй части анализируются некоторые аналоги этой постройки в России и Европе: собор Вифанской пустыни, Французская кирха в Берлине, Коллегиальная церковь Иоанна Богослова в Льеже, Маяк в Кордуане, церковь Ивана Воина на Якиманке и др.

Б.М. Кириков. Сытный рынок и Дом городских учреждений. История проектирования и строительства

В статье впервые подробно рассмотрена история создания Сытного рынка и Дома городских учреждений в Петербурге. Особое внимание уделено конкурсу проектов Сытного рынка 1906 г., который стал значительным событием в развитии петербургского модерна. Раскрыта роль Городской думы в определении концепции строительства. Проанализированы варианты проектов архитекторов М. М. Перетятковича и М. С. Лялевича, а также особенности осуществленного ими комплекса зданий.

Е.В. Ходаковский. Северная экспедиция П. Д. Барановского 1931 года

Статья посвящена экспедиции, проведенной в 1931 г. под руководством П. Д. Барановского в Беломорье и Поонежье с целью обследования и подготовки к перевозке в музей-заповедник «Коломенское» памятников деревянного крепостного зодчества XVII–XVIII в. — башню Сумского острога и Святые ворота Николо-Карельского монастыря. Подробно рассматривается полевая документация экспедиции, хранящаяся в ГМА им. А. В. Щусева в Москве, — дневник П. Д. Барановского, чертежи, планы, варианты реконструкции памятников. 

М.В. Нащокина. Стилевые предпочтения в творчестве архитектора Владимира Шервуда-младшего

Статья посвящена анализу творчества московского архитектора конца XIX — начала XX в. Владимира Шервуда-младшего. Подробно, в хронологическом порядке представлена и проиллюстрирована вся его творческая биография. Даны стилистические характеристики его отдельным произведениям, свидетельствующие о разнообразии применявшихся им исторических стилизаций. Высказано предположение о его авторстве в отношении знаменитого Ласточкина гнезда в Крыму. Оценки отдельных работ зодчего позволили автору дать общую характеристику деятельности архитектора в Москве. 

B.О. Шипков. Храм в Кинешме архитектора И. Е. Бондаренко

В статье представлена обнаруженная информация о храме, строившемся в Кинешме перед 1917 г. по проекту И. Е. Бондаренко. Для соотнесения архивных чертежей с габаритами перестроенного здания, предположительно являвшегося храмом, были сделаны его обмеры и выполнена реконструкция облика. Датировка чертежа, выполненного архитектором, и воспоминания И. Е. Бондаренко логично соотносятся с произведенной реконструкцией. Стилистический анализ чертежа фасада служит дополнительным аргументом в отнесении проекта к храму в Кинешме. 

К.В. Брызгалова. Города-заводы Вятской губернии. XVIII—XIX века

В XVIII — первой половине XIX в. на основе металлургических заводов формируется новый тип поселений — города-заводы. В конце XIX в. отдельные северные заводы Вятской губернии были объединены в крупные горнозаводские округа с центрами в Холуницком и Омутнинском заводах. Архитекторы С. Е. Дудин, В. Н. Петенкин, В. М. Дружинин, И. А. Чарушин, Я. П. Максимович стали законодателями региональной промышленной архитектуры.

И.В. Белинцева. Кенигсберг конца XIX — начала XX века: от города-крепости к городу-саду

Кёнигсберг (совр. Калининград) формировался как город-крепость. В конце XIX в. застройка вышла за пределы городских валов XVII в., где появились озелененные предместья-сады. Английская концепция города-сада имела также собственные германские корни. В 1896 г. была опубликована книга «Город будущего», написанная Теодором Фричем, предложившим зонированный полукруглый план города с возможностью его развития по спирали. Особенный интерес представляет планировка и застройка бывшего предместья Амалиенау

О.С. Шурыгина. Автомобильные гаражи фирмы К. Л. Крюммеля как атрибут модернизации Санкт-Петербурга начала XX века

Статья посвящена общественным автомобильным гаражам, выстроенным в Санкт-Петербурге в конце 1900-х — начале 1910-х гг. для торгово-производственной фирмы К. Л. Крюммеля. В начале ХХ в. многоместный гаражный комплекс был одним из атрибутов модернизации городской застройки и обновления городского образа жизни. Исследуя композиционные приемы, использованные в обоих рассмотренных в статье сооружениях, автор проводит сравнительный анализ этих построек с зарубежными аналогами.