Гл. ред., сост. И.А. Бондаренко. – М.-СПб.: Коло, 2016. – 296 с.

ТИТУЛ И СОДЕРЖАНИЕ (pdf)

Полнотекстовая версия на портале РИНЦ

Аннотации статей

И.А. Бондаренко. О символике ритуальных обходов храма навстречу Солнцу и «посолонь»

В статье проводится анализ древнерусской традиции совершения крестных ходов вокруг храмов по направлению движения Солнца в сравнении с византийскими правилами шествовать навстречу дневному светилу. Рассматриваются и другие ритуальные хождения и движения, производимые во время службы в алтаре и наосе христианского храма. Специальное внимание уделяется семантике крестного знамения. Включение всех этих действий в историко-культурный контекст большой временной протяженности и соотнесение их с древней геоцентрической моделью космического мироустройства позволяют продвинуться в понимании принципиальных основ архитектурно-пространственного построения и функционирования христианских, а отчасти и иконопрофессиональных культовых сооружений.

Вл.В. Седов, О.Е. Этингоф. Новые данные об архитектуре и фресках Георгиевского собора Юрьева монастыря

Раскопки 2013–2015 гг. дали богатый материал, касающийся интерьера и фресковой декорации Георгиевского собора 1119–1130 гг. В восточной части собора были открыты большие участки первоначального пола, несколько редчайших богослужебных конструкций. Это был очень высокий и очень большой храм, П-образные хоры также располагались на большой высоте. Аналогии фрагментам росписи обнаруживаются во фресках башни того же собора и в иконе «Устюжское Благовещение».

И.В. Антипов, А.В. Жервэ. Покровская церковь Шилова монастыря 1310 года

Покровская церковь Шилова монастыря 1310  г. изучена Архитектурно-археологической экспедицией СПбГУ: обнаружены траншеи от выборки фундаментов, а также фундаменты каменного одноапсидного храма. Постройка имела ленточные фундаменты, соединявшие восточные столбы с боковыми стенами и стенами апсиды. Проведенные работы позволили создать реконструкцию плана памятника в уровне фундаментных рвов, выявить ряд строительных особенностей здания, рассмотреть его в контексте развития новгородской архитектуры второй половины XIII — начала XIV в.

М.В. Вдовиченко. Влияние архитектуры собора Новоспасского монастыря на соборные храмы середины — третьей четверти XVII века

В статье проанализировано влияние архитектуры Спасо-Преображенского собора Новоспасского монастыря на соборные памятники середины — третьей четверти XVII в. Очерчен круг церковных построек (в основном состоящий из монастырских соборов), воспринявших образ и отдельные приемы архитектуры новоспасского Преображенского храма. Выявлены направления влияния, отмечены схожие черты в построении пространственных композиций, интерьеров, декорировании фасадов. Сделан вывод, что Новоспасский собор нужно признать родоначальником соборной линии развития архитектуры XVII в.

Л.А. Беляев. Капелла франков в Новом Иерусалиме? Архитектурно- археологические объекты у южного фасада Воскресенского собора (предварительное сообщение)

В Новоиерусалимском монастыре на р. Истре с 2009 г. идут археологические работы. Его Воскресенский собор (1650-е — 1690-е гг.)  — реплика храма Гроба Господня в Иерусалиме (построен в XII в. крестоносцами). С юга от Голгофской церкви обнаружены остатки сооружения и два погребения. Контекстный анализ архитектуры двух соборов доказал, что патриарх Никон повторил архетипический элемент храма Гроба Господня — наружную лестницу на Голгофу (известна в XVII в. как сapella franca).

Т.П. Тимофеева. Московское подворье Суздальского архиерейского дома

На основе архивных документов и иконографических материалов устанавливается местоположение и облик подворья Суздальского архиерейского дома XVII в. в Москве — в Белом городе, напротив Пушечного двора, и его изменение со временем. Благодаря вкладным записям на книгах из собрания Государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника, вложенных в церковь на подворье митрополитом Суздальским Иларионом, выясняется посвящение этой церкви и, возможно, заказчик. Попутно уточняется датировка чертежа, опубликованного в издании XIX в., на котором показано Суздальское подворье.

А.Б. Бодэ, А.Г. Носкова. Успенская церковь в Кондопоге. Строительная история, архитектурные особенности, прионежские аналоги

Успенская церковь в Кондопоге — один из самых известных памятников русского деревянного зодчества. В статье заостряется внимание на особенностях архитектуры Успенской церкви, прослеживаются реконструктивные изменения, произошедшие в XIX в., представляется новая графическая реконструкция первоначального облика. Приводятся исторические сведения о нескольких кондопожских храмах, последовательно сменявших друг друга начиная с XVI в. Успенская церковь сопоставляется с аналогичными храмами с целью попытки определения истоков ее архитектурного решения и ее места в ряду памятников западного Прионежья.

Г.И. Науменко. «Георгиевского монастыря дубовая церковь»

Статья посвящена дубовой церкви Св. Георгия исчезнувшего села Егорий, перенесенной в 1966–1969  гг. на территорию Михайло-Архангельского монастыря (Юрьев-Польский) для музейного показа. В тексте приведены архивные документы, уточняющие даты строительства, историю создания храма и его типологию.

Д.С. Шемелина. Себастьян де Вобан и «Истинный способ укрепления городов»: к вопросу об атрибуции трактата

Статья посвящена проблеме авторства трактата «Истинный способ укрепления городов…», изданного в России в 1724 г. Традиционно в российской историко-архитектурной науке его автором считают военного инженера, маршала Франции Себастьяна де Вобана. Однако исследования показывают, что автором трактата следует считать не С. де Вобана, а  шевалье де Камбрэ, который изложил идеи великого инженера. Таким образом, при всей известности трактата представление о его авторстве далеко неоднозначно.

С.А. Стессель. Об истории и реставрации кармелитского костела Вознесения Девы Марии в Мстиславле

Статья посвящена истории строительства и последующей реконструкции костела Вознесения Девы Марии в Мстиславле, Беларусь. Здание храма входило в состав монастырского комплекса кармелитов. Особое внимание в работе уделяется предпосылкам строительства костела в XVII в. и рассмотрению сложных исторических условий, в которых это строительство происходило. Дается описание архитектурных особенностей и внутреннего убранства костела.

А.С. Корндорф. «Декорационный альбом» из коллекции Н. Б. Юсупова

Статья посвящена атрибуции эскизов театральных декораций Франческо Градицци, созданных в 1760–1780-е гг. и предназначавшихся для оформления спектаклей русской придворной сцены. Собранные в единый альбом, некогда принадлежавший директору императорских театров Н. Б. Юсупову, они составляют уникальный корпус работ Градицци. Благодаря проведенному исследованию пять из 11 хранящихся в Эрмитаже безымянных эскизов этого автора удалось связать с подготовкой определенных оперно-балетных постановок второй половины XVIII в., где в качестве театрального архитектора и декоратора участвовал Градицци.

Ю.Г. Клименко. Французский классицизм в творчестве М.Ф. Казакова. Реконструкция этапов проектирования здания Московского университета

Изучение процесса проникновения идей французского классицизма в московскую архитектуру века Просвещения осложняется утратой в пожаре 1812 г. как самих памятников, так и документов по истории их строительства. Редким исключением можно считать сохранившиеся проектные чертежи Московского университета, подписанные М. Казаковым. Их анализ позволяет проследить последовательные изменения первоначального замысла, выполненного иным мастером в формах французского неоклассицизма XVIII в.

А.Е. Ухналёв. Дом выборгской усадьбы Монрепо в архитектурной графике

Представлены результаты описания и атрибуции архитектурных чертежей из Архива изобразительных материалов Музейного ведомства Финляндии, связанных с домом в Монрепо. Впервые определены и описаны проекты Дж. Кваренги и Ч. Камерона. Обоснована атрибуция проектных материалов по перепланировке дома и отделке помещений архитектору И. Фоку. Показано, что проект Библиотечного флигеля создан художником Д. А. Мартинелли. Предложена гипотеза, объясняющая появление графического наследия И. Фока в Монрепо.

Н.А. Флоренцева. Типология лепного декора на фасадах жилых и общественных зданий послепожарной Москвы

Статья посвящена лепному декору фасадов послепожарной Москвы. Систематизированы виды декора и выявлена их типология. Составленная в результате исследования таблица позволила определить наиболее распространенные типы и сравнить их между собой. Также в статье рассмотрены особенности размещения лепного декора на фасадах, вопросы технологии изготовления и его современное состояние.

Е.И. Кириченко. Неизвестный документ 1836 года по теории архитектуры, хранящийся в Российском государственном историческом архиве

Публикуется обнаруженная автором в Российском государственном историческом архиве в Петербурге диссертация польского архитектора А. Леве, отправленная им на рассмотрение в Петербургскую академию художеств; в ней он выступает как сторонник нового стиля историзм, шедшего на смену классицизму.

М.В. Посохина, А.О. Слудняков. Профессор Академии художеств А.П. Боголюбов о проблемах реставрации памятников архитектуры в эпоху Александра II

Реставрация памятников архитектуры с самого начала своего существования в России сопровождалась дискуссиями, затрагивающими как вопросы реставрации отдельных памятников, так и общие проблемы реставрации. Одним из отечественных деятелей второй половины XIX в., оставивших интересные наблюдения и размышления по этой проблеме, был профессор Санкт-Петербургской академии художеств А. П. Боголюбов. Взгляды Боголюбова рассматриваются в контексте борьбы концепций общеевропейской реставрационной теории и практики.

А.С. Щенков. Типы деловой застройки в Китай-городе во второй половине XIX — начале XX века

Цель статьи — проследить различие в эволюции двух основных типов деловой застройки Китай-города — торговых комплексов и центров финансовой деятельности и управления. Именно эти группы деятельности автор относит к деловой функции, выделяя их из других видов доходного использования землевладений. Основной объект рассмотрения — застройка Никольской улицы и Ильинки.

О.П. Щенкова. Чижовское подворье в Китай-городе во второй половине XIX — начале XX века

В статье рассмотрены планировочная структура и функциональное содержание специфического коммерческого комплекса в застройке Китай-города второй половины XIX — начала XX в. Показаны эволюция планировки и застройки, содержательное изменение его функций. Показано, как изменения в функциональном назначении комплекса отражались на эволюции его архитектурного облика.

И.Е. Печёнкин. Ансамбль благотворительных учреждений им. Медведниковых и Рахмановой в Москве: к истории неорусского стиля начала XX века

Статья посвящена истории создания одного из наиболее оригинальных произведений московской архитектуры рубежа XIX–XX вв. Архивные документы и данные периодической печати позволили реконструировать этапы поиска пространственно-планировочного решения ансамбля, возведенного архитектором С. У. Соловьёвым. Также в работе анализируются планировочная композиция ансамбля, декоративная обработка фасадов и внутреннее убранство домовых церквей с точки зрения выявления их стилевых прототипов и в конечном итоге описания творческого метода архитектора.

О.С. Шурыгина. Тифлис — Петербург — Москва. К биографии гражданского инженера Н.Г. Лазарева

Имя московского архитектора и инженера первой четверти XX  в. Никиты Герасимовича Лазарева нельзя считать совершенно забытым, однако специальных работ о нем нет, а немногочисленные справочные статьи содержат неточности и пробелы. В настоящей статье ставится цель реконструировать творческую биографию Н. Г. Лазарева и уточнить атрибуцию некоторых построек мастера, опираясь на материалы из архивов Москвы и Санкт-Петербурга, которые вводятся в научный оборот впервые.

И.А. Казусь. Саратовский период творческой деятельности А.З. Гринберга (1919–1922)

На основе архивных материалов анализируется саратовский период деятельности архитектора А. З. Гринберга. В 1919  г. он был направлен на строительство завода «Звезда» и  его рабочего поселка. Гринберг выполнил проект планировки и новой застройки части Саратова, выгоревшей во время пожара 1921 г. Как в Саратове, так и в губернии он участвовал в первых конкурсах на проекты новых типов общественных сооружений (пролетарский дом, дом-коммуна, больничный комплекс и др.), которые были частично осуществлены. Деятельность А. З. Гринберга в Саратове рассматривается в контексте взаимодействия с такими крупными зодчими, как В. Н. Семёнов, Л. А. Серк, М. В. Крюков, А. К. Иванов, Д. Ф. Фридман и др.

А.В. Снитко. Черты регулярности в застройке исторических промышленно-селитебных районов городов Центральной России

В статье проанализированы особенности планировочной и пространственной организации рассматриваемой застройки. Среди большинства примеров утилитарно-хаотического построения автором выделены образцы, прослежена эволюция применения регулярных способов организации промышленно-селитебных районов или их отдельных узлов (комплексов рабочих казарм, «парадных» фабричных дворов).

Ю.Д. Старостенко. Эволюция представлений о городе и градостроительстве в 1890–1930-е годы (по материалам отечественных энциклопедических изданий)

В статье рассматриваются вопросы эволюции представлений о городе на протяжении 1890–1930-х гг. на материалах отечественных энциклопедических изданий тех лет. Этот период предстает как время стремительного роста российских городов и появления новых проблем, как время формирования новой науки, призванной решить эти проблемы. Особое внимание уделяется процессу поиска наиболее емкого наименования этой науки, за которой в 1930-е гг. закрепился термин «градостроительство».