В книге методолога В.М. Розина пять этюдов. Если «Философия детства» открывает этюды, то обсуждение современной реформы российского образования замыкает их. Все этюды объединяет, с одной стороны, исторический подход, с другой ‒ философское осмысление ситуации и проблем образования. В четвертом этюде обсуждаются особенности понимания образовательной среды, которая меняется буквально на наших глазах. В последнем этюде анализируется сложная ситуация, в которой оказалось современное образование. Рассматриваются такие черты современности, как переходность, неопределенность реальности, противоположные социальные тенденции, эгоизм личности, становление нового ведущего типа социальности. Утверждается, что в ближайшей перспективе малоосмысленны большие педагогические программы реформирования образования; программам реформирования педагогики в целом должны предшествовать локальные педагогические новшества, в ходе которых будет сформирован контролируемый педагогический опыт. Все это позволяет охарактеризовать требования к современному образованию и его идеал (новое педагогическое отношение).