Гл. ред., сост. Н.А. Коновалова. – М.-СПб.: Нестор-История, 2016. 224 с.

ТИТУЛ И ОБОРОТ ТИТУЛА (pdf)

И.А. Бондаренко
МОДЕРНИЗМ КАК АБСОЛЮТИЗАЦИЯ ТРАДИЦИИ

В статье рассматривается вопрос о существовании связей между Современным движением (модернизмом) ХХ в. и укорененными в традиционной культуре принципиальными установками и конечными целями архитектурно-градостроительной деятельности. Автор прослеживает эти связи и трактует феномен модернизма не как альтернативу традиционализму (контртрадицию, по И.О. Бембель), а как страстный порыв к реализации в земной действительности человеческими руками высоких умозрительных идеалов, казавшихся ранее недостижимыми. Преображение мира средствами архитектуры произошло, оно увлекло многих, возвысило их гордыню, однако время не остановило своего течения, что привело к разочарованию, за которым должно последовать возвращение к естественному, то есть традиционному ходу развития архитектуры.

Ключевые слова: архитектура, градостроительство, модернизм, традиция, идеал, революция, эволюция, преемственность

Е.А. Лапшина
ЦВЕТ В КОНЦЕПЦИЯХ СОВРЕМЕННОЙ АРХИТЕКТУРЫ

В статье рассматриваются примеры использования цвета в современной архитектуре. В качестве инструмента анализа предлагается метафора цвета, способная выявить симптоматику изменения цветовой культуры, признаки рождения новых цветовых гармоний. Выявлено, что своеобразие современной профессиональной цветовой культуры проявляет себя в разнообразии стратегий сочетания метафор цвета и пластики формы, новизне и разнообразии интерпретаций чувственного опыта в метафорах цвета.

Ключевые слова: современная архитектура, концепция, метафора, цвет, пространство, пластика формы

М.Е. Маевская
ЯЗЫК АРХИТЕКТУРНОЙ УТОПИИ
XXI ВЕКА

Грань между утопическими проектами и реальной архитектурой в ХХI веке оказывается практически размыта. Воплощение фантазийного проекта зависит от его экономической обоснованности и функциональной целесообразности, а не технических ограничений работы конструкций и материалов.

В статье предпринимается попытка обозначить и осмыслить направления и формы, затрагивающие процесс изменения набора узнаваемых знаков и символов архитектуры новейшей эпохи. Особое внимание уделяется прикладным примерам изменения границ фантазии современных архитекторов и художников в новом веке. В статье рассматриваются не только утопические проекты сооружений и комплексов последних лет, но и чисто архитектурные фантазии, фотоколлажи на архитектурные темы, архитектурные построения в массовом кинематографе и компьютерных играх, проиллюстрированные, в частности, фотоколлажами Беомсика Вона (Корея) и фантазийной графикой Артура Скижали-Вейса (Россия), а также материалами журнала eVolo последних лет.

Ключевые слова: архитектурная утопия, XXI век, язык архитектуры, знаки и символы, фантазийная графика, фотоколлаж, компьютерные игры, массовая и интеллектуальная культура, модели идеального будущего

Н.А. Коновалова
СВОЙСТВА ПРОЗРАЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ АРХИТЕКТУРЕ ЯПОНИИ

Мировая тенденция второй половины ХХ века выводит в ряд передовых категорию «прозрачности» как воплощение «неясного» и «невыразимого» в архитектурном произведении. Такие характеристики архитектуры как бестелесность, размытость, отсутствие четких контуров все более явно и ярко проявляют себя в последние десятилетия. Реакцией на передовой мировой опыт стало появление «прозрачной архитектуры» и в Японии. К концу ХХ века «прозрачность» становится уже одной из ведущих характеристик современной японской архитектуры. Однако в отличие от европейского стремления передать с помощью прозрачной архитектуры «неясное» и «эфемерное», содержательные границы понятия «прозрачность» в Японии совершенно иные.

При анализе современной архитектуры Японии обнаружились существенные различия в содержании понятия «прозрачности» в европейском сознании и в Японии. Если европейский менталитет ассоциирует «прозрачность» с иллюзорностью и эфемерностью, и именно такие качества закладываются в образ современной архитектуры Запада, то в Японии «прозрачность» воспринимается как ясность, точность, недвусмысленность, поэтому «прозрачная архитектура» получает целый спектр приемов, художественных и образно-знаковых, которые наделяют архитектуру новым качеством.

Ключевые слова: современная архитектура Японии, язык архитектуры, прозрачность, содержание понятия «прозрачность»

С.С. Левошко
ОСОБЕННОСТИ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ОХРАНЫ КУЛЬТУРНОГО ЛАНДШАФТА ДАЧНОГО ПОСЕЛКА КОМАРОВО (БЫВШ. КЕЛЛОМЯКИ) НА ПОБЕРЕЖЬЕ ФИНСКОГО ЗАЛИВА

Выделено три этапа развития дачного поселка Комарово (бывш. Келломяки), основанного в 1903 году на Карельском перешейке (ныне Курортный район Санкт- Петербурга): дореволюционный, финский (1917-1944 гг.) и советский (1945 - начало 1990-х гг.). Общепризнана уникальность сложившегося культурного ландшафта Комарово, которая состоит в сочетании природной компоненты Карельского перешейка, материально-пространственной среды (дачи дореволюционные и 1950-х гг.) и мемориальности места, связанной с выдающимися именами деятелей культуры и науки Советской России второй половины XX века. Присвоение поселку статуса достопримечательного места – потенциальная возможность обеспечить правовую защиту его культурного ландшафта, ныне деградирующего. Излагаются градостроительные аспекты охраны целостности исторической среды, проблемы управления наследием.     

Ключевые слова: дачный поселок Комарово, культурный ландшафт, достопримечательное место, градостроительная охрана, управление наследием

М.Ю. Шевченко
СТИЛИСТИКА АРХИТЕКТУРЫ ДИНАСТИИ ТАН В СОВРЕМЕННЫХ ПОСТРОЙКАХ КИТАЯ

С ростом благосостояния, с повышением уровня образования в Китае во второй половине ХХ века усилился интерес к собственным традициям. В русле возрождения национальной культуры начали активно распространяться традиционные верования и религии, произошел настоящий бум в строительстве новых культовых построек. И именно в это время Китай заново открывает для себя династию Тан. Все это не могло не повлиять и на специфические запросы современного заказчика.  В данной статье предпринята попытка осмысления процесса возрождения танских традиций в современной архитектуре Китая.

Ключевые слова: Китай, современная архитектура, династия Тан, стиль, традиции

А.Ю. Казарян
РЕСТАВРАЦИЯ ПАМЯТНИКОВ И СОВРЕМЕННАЯ АРХИТЕКТУРА. ПЕРЕСЕЧЕНИЯ РЕШЕНИЙ И СМЫСЛОВ

В статье анализируется взаимодействие отреставрированного памятника с принципами и формами архитектуры времени осуществления реставрации. Стабилизация руины вынуждает прибегнуть к одной из трех мер: к полному восстановлению с имитацией утраченных форм; к включению в структуру памятника конструктивных элементов, контрастирующих с древними формами; к защите всего памятника целостным навесом или павильоном. Выбор двух последних вариантов приводит к взаимодействию памятника с формами и пространствами современных направлений архитектуры. Автор приходит к заключению, что диалог памятника с формами современной архитектуры возможен и в редких случаях уместен. Однако минимизация его является одним из важнейших критериев принятия индивидуального решения по каждому памятнику.

Ключевые слова: реставрация памятников архитектуры, защита руины, современная архитектура

Н.П. Крайняя
О МЕХАНИЗМАХ КУЛЬТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЦЕЛОСТНОЙ АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЫ ГОРОДОВ

В статье делается попытка рассмотреть, какие действующие силы приводили в районах рядовой исторической застройки городов к сложению целостной архитектурно-пространственной среды, к ее художественной выразительности. Обращения к ряду научных работ конца 1980-х годов, посвященных социально-культурным и эстетическим аспектам среды, позволило назвать в качестве таких сил культурное начало строительного заказа, строительной работы, архитектурной и законодательной деятельности. Речь идет об этике отношений между участниками градостроительного процесса, сформировавшейся исторически в условиях множественности малых строительных инициатив и акций, вынужденных реализовывать себя в условиях тесного соседства и в разное время.

В настоящее время, с ростом объемов единовременного строительного заказа (государственного и частного монопольного), с общим падением культуры взаимодействий в сложном городском пространстве ситуация резко изменилась. Этика и эстетика работы в сложной среде исчезла, уступив место комплексному типовому проектированию и строительству крупных массивов. Использовать при их осуществлении прежние приемы планировки и застройки, архитектурных решений представляется искусственным. Скорее, речь идет о возвращении к авторскому ансамблю.

Ключевые слова: плотность застройки, средства художественной выразительности, этика отношений, среда, ансамбль

Е.Н. Логунова
КАЧЕСТВО СРЕДЫ ДЛЯ ЖИЗНИ

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме понимания понятия «качество городской среды», которое на данный момент для каждого из горожан имеет свои измерения и особенности, а специалисты разных областей знаний расходятся во мнениях и включают в него различные, иногда и противоречивые смыслы. В статье предпринята попытка раскрыть содержание понятия «качество городской среды» и выделить основные критерии его оценки, а также влияние на формирование городских пространств и качество жизни человека.

Ключевые слова: качество городской среды, качество жизни, жилая среда

Д.И. Коржиков
ОСОБЕННОСТИ РЕВИТАЛИЗАЦИИ РЕЧНЫХ ГАВАНЕЙ В ГЕРМАНИИ

В статье рассматриваются примеры реконструкции крупных промышленных образований – грузовых речных гаваней. Проекты реализованы в Германии и иллюстрируют собой современную тенденцию реконструкции промышленного сооружения с заменой в ходе реконструкции его функционального назначения (в статье для определения этого архитектурного направления использован термин «ревитализация»). При анализе объектов особое внимание уделяется определению художественных приемов ревитализации и специфике образного восприятия объекта ревитализации в условиях крупного масштабного уровня.

Ключевые слова: ревитализация, реконструкция промышленного здания, реконструкция грузовой гавани, Дюссельдорф, Дуйсбург, Гамбург, Media Hafen, Внутренняя гавань Дуйсбурга, HafenCity

Е.Ю. Рыбакова
ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ЖИЛЫХ РАЙОНОВ МАССОВОЙ ЗАСТРОЙКИ ВОСТОЧНОГО БЕРЛИНА В РАМКАХ «КРИТИЧЕСКОЙ РЕКОНСТРУКЦИИ» ХАНСА ШТИММАННА

В статье представлен краткий обзор городских районов массовой застройки Восточного Берлина, возведенных методом индустриального домостроения в 60-80-е годы прошлого столетия. Рассмотрены приемы их модернизации в период «критической реконструкции» столицы под руководством сенатора Ханса Штимманна, возглавлявшего берлинское ведомство по строительству и городскому развитию. Проведен анализ мероприятий, направленных на повышение комфортности проживания. Продемонстрировано многообразие возможных решений градостроительного переустройства районов (уменьшение этажности многоквартирных домов, полный снос отдельных зданий, устройство парков и автомобильных стоянок на освободившихся местах, перепрофилирование административных зданий, внедрение нового строительства). Подведены итоги санации жилых районов.

Ключевые слова: критическая реконструкция, энергоэффективность, санация, модернизация, Ханс Штимманн, Восточный Берлин, панельное домостроение

Н.А. Рочегова, Е.В. Барчугова
СОВРЕМЕННОЕ ПРОЕКТНОЕ ТВОРЧЕСТВО И ЕГО ОТРАЖЕНИЕ В ПРАКТИКЕ ВЫСШЕЙ АРХИТЕКТУРНОЙ ШКОЛЫ

Современное проектное творчество обусловлено, с одной стороны, установками новой парадигмы и внедрением компьютерных технологий, с другой ‒ преемственностью традиций, исконно присущих архитектуре и трактуемых сегодня в русле устойчивого развития: экономичного, дружелюбного по отношению к природе и социально чуткого к человеку и традициям места.

Программы ведущих архитектурных школ мира направлены на обучение новым методам проектирования, основанным на использовании современных IT, предполагающих междисциплинарные исследования и изучение приемов формообразования. В учебной практике МАРХИ также осуществляется апробация цифровых методов в процессе формирования проектной концепции.

Ключевые слова: проектное творчество, инструменты концептуального, физического и математического моделирования, architectural programming, BIM, высшее архитектурное образование

Е.С. Бундова, Ю.В. Жоров, А.А. Ансфервальд
ОСОБЕННОСТИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ МАГИСТРОВ В ОБЛАСТИ "DIGITAL ART" В СФЕРЕ ГОРОДСКОГО ДИЗАЙНА И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА

В статье описывается вариант адаптации магистерской программы в сфере цифрового искусства для градостроительной специальности магистратуры в Сибирском федеральном университете. В качестве примера приводится работа магистра второго года обучения на тему «Реорганизация исторического центра города для обеспечения беспрепятственного пешеходного движения (на примере г. Красноярска)» в преддверии XXIX Всемирной зимней универсиады, которая будет проходить в Красноярске в 2019 году.

Ключевые слова: дизайн, цифровое искусство, магистратура, градостроительство, пешеходная инфраструктура, дизайн-исследование


ENGLISH VERSION