Гл. ред. и сост. А. Ю. Казарян. М.-СПб.: Нестор-История, 2018. 256 с.

ТИТУЛ И СОДЕРЖАНИЕ (pdf)

Д. В. Ванюкова
АРХИТЕКТУРНАЯ РЕСТАВРАЦИЯ В ПРЕДСТАВЛЕНИИ ЕГИПТЯН ЭПОХИ СРЕДНЕГО ЦАРСТВА

Древние египтяне не мыслили существования без опоры на прошлое своей страны: именно в мифическое «время бога» был создан мир и заложены основы царской власти, позволяющие стране пребывать в благополучии. Не удивительно поэтому, что внимание к памятникам прошлого являлось формой почитания предков и заботы о собственном благополучии в ином мире, причем последнее иногда достигалось не только самим актом поновления памятника, но и узурпацией собственно реставрационных текстов. Наибольшую известность получила реставрационная деятельность царей эпохи Нового царства, однако впервые ощущение, что прошлое отстоит от настоящего во времени и отличается своими особенными качествами, пришло к жителям долины Нила гораздо раньше. Именно после I Переходного периода тема восстановления — страны после «времени болезни», власти царя после периода междоусобиц, архитектурных памятников, разрушенных временем и войнами, — становится особенно актуальной. В статье рассматриваются тексты гробничных надписей времени I Переходного периода и эпохи Среднего царства, содержащие сведения о деятельности владельцев по восстановлению памятников прошлого. В центре внимания автора — стела Антефа сына Миит (XI династия). Ее текст выходит за рамки стандартной для подобных памятников «реставрационной формулы», что позволяет полнее представить воззрения египтян на процесс разрушения и последующего восстановления памятника. Особенности лексики, присущие тексту со стелы Антефа, позволяют обоснованно поставить вопрос о том, какую именно цель преследовали египтяне в эпоху Среднего царства, когда занимались восстановлением памятников прошлых эпох.

Ключевые слова: архитектура Среднего царства, реставрация, заупокойный культ, архаическое мышление

С. В. Тарханова
ОСНОВАНИЯ РИМСКИХ ПОСТРОЕК И СПОЛИИ В РАННЕВИЗАНТИЙСКИХ ЦЕРКВЯХ И СРЕДНЕВЕКОВЫХ МЕЧЕТЯХ ТЕЛЯ ШИЛО (САМАРИЯ)

Представляемое здесь исследование посвящено элементам архитектурного декора (базы, колонны, капители, перемычки, детали алтарных преград, декоративные рельефы, др.), которые были найдены в памятниках теля Шило в первичном (in situ), вторичном, третичном использовании или вне архитектурного контекста. Малая часть из них кратко опубликована, но большая их часть никогда не публиковалась и не анализировалась. Основная часть исследования включает в себя каталогизирование объектов, их обмеры, стилистический анализ и атрибуцию с предположительными датировками (данные работы уже частично проведены автором, материал неоднократно изучался натурно). Но прежде необходимо уточнить топографические особенности римского города, остатки ранних строений, дорог, из которых могли происходить детали, расположение ранневизантийских церквей с ориентацией на уже существующий контекст, чему и посвящена данная статья. Таким образом, здесь характеризуется эллинистический, римский контекст города, с последовательно вписанным в него ранневизантийским и раннеисламским, что до сих пор делалось лишь кратко и неполно.

Ключевые слова: тель Шило, Самария, римские дороги, церкви, мечети, капители, фусты колонн, базы, перемычки, алтарная преграда, перестройки, переход

Е. М. Карлова
ИКОНОГРАФИЯ ХРАМОВ ЧАУСАТХ ЙОГИНИ

В статье рассматривается нетрадиционная для индийской архитектуры типология круглых дворовых храмов, имеющих посвящение Чаусатх йогини. Они локализованы географически, и время их постройки ограничено 900–1200 гг. Приводятся примеры сохранившихся построек и их краткое описание, а также обосновывается тезис о том, что структура храма обусловлена требованиями литургии. Далее приводятся примеры круглых в плане центрических построек региона — преимущественно речь идет о реконструкциях раннебуддийских святилищ, упоминаются попытки создания круглых сооружений без перекрытия в индуистской архитектуре. В качестве родственного явления рассматриваются круглые святилища богинь-матерей, распространенные в народной ритуальной практике.

Ключевые слова: Индия, архитектура, тантрический культ, храм, индуизм

Ж.-П. Кайе
ХРИСТИАНСКАЯ АРХИТЕКТУРА С КУПОЛОМ(-АМИ) В ЮЖНОЙ ИТАЛИИ: ДЛЯ ПОЛНОЦЕННОГО ВКЛЮЧЕНИЯ В ВИЗАНТИНСКУЮ СФЕРУ (VI–VIII ВЕКА)

Недавние исследования, как по странам Восточного Средиземноморья, так и Закавказья, подчеркнули решающее значение покрытия пространства куполом(-ами) для архитектурного развития в этих регионах в раннем Средневековье. Существуют также некоторые публикации, относящиеся к южно-итальянским церквям и обнаружившие в них сходные с закавказскими постройками композиционные особенности, а именно в двух главных церквях Канозы-ди-Пульи, еще одной в Касаранелло, а также в серии небольших «базилик» с трехлепестковым алтарем в Апулии и на Сицилии и, наконец, в базиликах с двумя куполами по соседству. Сбор результатов этих пунктуальных исследований делает очевидным, что Южная Италия должна быть полностью включена в общую эволюцию, выявленную в восточно-христианском мире. Историческим контекстом объяснимо то, что византийское присутствие там по-прежнему было действенным, и его влияние отмечено также в прилегающих районах, находившихся под управлением Лангобардов.

Ключевые слова: ранневизантийская архитектура, христианская архитектура, перекрытие куполом, Южная Италия, Сицилия, Малая Азия, Закавказский регион, связи Востока и Запада

А. Ю. Казарян
СТИЛИСТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ АРМЯНСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ В КРЫМУ НА ПРИМЕРЕ ПОРТАЛОВ XIII–XV ВЕКОВ

Изучение средневековой архитектуры Крыма и, в частности, архитектуры армянских храмов на полуострове требует решения вопросов, связанных с происхождением и развитием отдельных форм этих построек. В статье впервые ставится задача систематизации порталов армянских церквей XIII–XV вв. Порталы служили знаковыми и художественно значимыми архитектурными элементами христианского храма. Для крымской армянской традиции роль порталов оказывается особенно весомой, если учесть, что храмы полуострова были лишены богатого внешнего оформления. Впервые прослеживается развитие двух основных типов порталов: 1) в виде прямоугольной рамы, 2) усложненные аркой на кронштейнах, помещенных выше перемычки. Самый роскошный портал церкви монастыря Сурб Хач, не принадлежащий этой типологии, остается вне рассмотрения. Автор осознает трудности прослеживания изменений форм порталов по причине отсутствия точных датировок большинства рассматриваемых построек и их слабого археологического изучения. Тем не менее перед нами предстает картина разнообразия решений и вариаций развития изначальных архитектурных идей. Выдвинуты предположения о реконструкции некоторых порталов в Средние века. Высказаны соображения по поводу датировок отдельных памятников. В результате аналитического обзора порталов становится очевидным, что на протяжении трех веков истории развивались не только формы, но приоритеты заказчиков и зодчих, их отношение к собственным традиционным ценностям и степень открытости к усвоению достижений соседей, в частности правивших в прибрежных городах генуэзцев.

Ключевые слова: порталы, армянские церкви, архитектура средневекового Крыма, стилистическое развитие, типология

С. А. Клюев
ЦЕРКОВЬ МЕДХАНЕ АЛЕМ В АДИ КЕШО И СЛОЖНОСТИ ДАТИРОВКИ СКАЛЬНЫХ ПАМЯТНИКОВ РЕГИОНА ТЫГРАЙ (ЭФИОПИЯ)

Датировка скальных памятников — один из наиболее сложных и дискуссионных вопросов, возникающих перед исследователями в процессе изучения истории архитектуры Эфиопии. Основываясь на различных концепциях и подходах, ученые расходятся в датировке отдельных памятников более чем на 300 лет. Так, один и тот же памятник может быть воспринят как относящийся ко времени упадка Аксумского царства VIII–IX вв., угасания культуры или же, напротив, укрепления династии Соломонидов XIV–XV вв., времени создания множества новых храмов с богатым декором. Одним из памятников, датировка которого остается спорной, является скальная церковь Медхане Алем в Ади Кешо (Тыграй). Автор статьи, сопоставляя различные факты, прежде всего обращаясь к особенностям резного декора и архитектурного плана церкви, предлагает свое обоснование датировки храма второй половиной XIV — первой половиной XV в.

Ключевые слова: скальное зодчество, церковная архитектура, датировка, Эфиопия, Тыграй, Медхане Алем, Ади Кешо

П. Блессинг
АРХИТЕКТУРА, МАСШТАБ И ИМПЕРИЯ: ПАМЯТНИКИ АНАТОЛИИ МЕЖДУ ПРИТЯЗАНИЯМИ МАМЛЮКОВ И ИЛЬХАНИДОВ

В данной статье рассматривается вопрос размера и масштаба в архитектуре Анатолии конца XIII в. Конкуренция между мамлюками в Египте и Сирии и ильханидами в Иране сильно повлияла на политическую обстановку Анатолии начиная с 1270-х гг. Поэтому важно рассмотреть, повлияла ли тенденция к монументальной архитектуре в этих двух соседних империях на строительство во всем регионе. В статье будет описано, как идеи масштаба отражаются в письменных источниках, на примере средневековых исламских текстов, комментирующих понятия монументальности в архитектуре. Затем эти идеи будут рассмотрены в отношении памятников, построенных в Центральной и Восточной Анатолии во второй половине XIII в., где, как представляется, для создания визуально впечатляющих зданий использовалась архитектурная декорация, а не крупные размеры.

Ключевые слова: архитектура мамлюков, архитектура Ильханидов, сельджукская архитектура, масштаб и архитектура, исламская архитектура

Е. И. Кононенко
АК-ТЕККЕ В КАРАМАНЕ: К ВОПРОСУ О ПРОИСХОЖДЕНИИ КОМПОЗИЦИИ

Ак-текке (1370) — мемориальный комплекс в Ларенде, столице княжества Караман, на протяжении XIV в. являвшегося главным политическим конкурентом Османов в Анатолии. Композиция центрально-купольной мечети Ак-текке схожа со многими раннеосманскими памятниками, резко выделяясь в общей массе предельно консервативных караманидских культовых построек, однако ее конструктивные достижения намного превосходят возможности мастеров, возводивших синхронные османские сооружения. Отдельные элементы композиции зала Ак-текке заставляют вспомнить позднесельджукские купольные медресе XIII в. и способы расширения пространства в мечетях северо-анатолийских бейликов XIV в. Эта малоизвестная постройка, генетически связанная с архитектурой Конийского султаната, отражает поиски оптимальной композиции мечети анатолийскими зодчими и не могла остаться в стороне от внимания османских архитекторов, особенно учитывая прямой османский архитектурный патронат в Ларенде. Вопрос о происхождении композиции Ак-текке включает выяснение ее места в истории архитектуры Карамана, выявление связи с предшествующей сельджукской и синхронной османской традициями.

Ключевые слова: архитектура мечети, улу-джами, текке, Караман, архитектурное цитирование

Ш. М. Шукуров
ВЗГЛЯД ИЗНУТРИ. КОНСТРУКТИВНОЕ И КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ИЗМЕРЕНИЯ АРХИТЕКТУРЫ В ИРАНСКОЙ МИНИАТЮРЕ

В статье рассказывается о взаимоотношении текста и иллюстрации с новых позиций структурных связей между текстом и метатекстом (в данном случае рукописной миниатюры на территории Большого Ирана). Что же касается диаграмматологии, то она осуществляет переход от структурных сдвигов к концептуальным превращениям, от поверхностных перемещений к интериоризациям. Автор приходит к выводу о том, что художник стремится создать впечатление взгляда изнутри, чему способствует принципиальная разомкнутость изобразительных композиций, возможность выхода за пределы рамки миниатюры. Взгляд изнутри не принадлежит одному произвольно взятому персонажу, художник создает впечатление средоточенности и открытости вовне всей композиции.

Ключевые слова: Иран, Хорасан, Камал ал-Дин Бехзад, рукописный текст, рукописная миниатюра, визуальная риторика, метатекст, диаграмматология, структура видения, взгляд изнутри

Е. С. Лаврентьева
ПУТЬ К «СТАТУС-КВО» ХРАМА ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА В ИЕРУСАЛИМЕ И СТРОИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ ПАМЯТНИКА

В статье рассматривается изменение архитектурного облика Храма Гроба Господня под влиянием законодательных актов, на протяжении длительного периода регулировавших правовой статус христианских общин в этом грандиозном сооружении. Несмотря на то что значительная часть документов публиковалась в научной литературе, впервые предпринимается попытка рассмотрения документов в длительной перспективе: начиная с грамоты халифа Умара Ахтинаме, 638 г., до доклада секретариата Согласительной комиссии ООН, 1949 г. Цель исследования — определить наиболее значимые аспекты жизни храма и наиболее яркие эпизоды интенсивной борьбы христианских конфессий за право владения святынями храма, оказавшие влияние на формирование его архитектурного облика, попытаться выявить максимально достоверные сведения о пребывании в храме христианских монашеских общин. В статье ограниченно поданы сведения о пребывании некоторых конфессий, и главное внимание уделено взаимоотношениям греков и латинян, внесших основной вклад в сложение структуры храма.

В настоящее время Храм Воскресения в Иерусалиме разделен между шестью христианскими конфессиями: греческая православная, римская католическая, армянская апостольская, сирийская православная, коптская православная, эфиопская православная церквями. Основные права на владение святыней и, следовательно, на внутреннее пространство храма имеют греки (греко-иерусалимская патриархия), латиняне (католический орден францисканцев) и армяне (представители армяно-апостольской церкви), в то время как копты, сирийцы и абиссинцы пользуются малыми правами. Но и по сей день споры, связанные с владением отдельными престолами и приделами храма, не прекращаются. Актуальность исследования, посвященного детальному рассмотрению споров между христианскими общинами, в результате которых менялся облик храма, позволит определить степень сохранности памятника в его первоначальном виде (IV в.).

Ключевые слова: Храм Воскресения Христова, архитектура, Иерусалим, Гроб Господень, «статус-кво», христианство, религия, право

Т. В. Коптева
АНТУАН-ЛОРЕН-ТОМА ВОДУАЙЕ: ИЗМЕНЕНИЕ АРХИТЕКТУРНЫХ ТЕОРИЙ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ В ПЕРВОЙ ТРЕТИ XIX ВЕКА

Годы творческого формирования А.-Л.-Т. Водуайе пришлись на 1780-е, период расцвета эпохи Просвещения. Водуайе был весьма успешен и оставался востребованным на протяжении всего сложного и долгого революционного периода. Спектр дошедших до нас проектов Водуайе чрезвычайно разнообразен, и кажется почти невозможным вычленить из них что-то, что можно назвать «творческим методом». Во многом он являлся сыном эпохи Разума, однако свои взгляды на теорию архитектуры он оформил только в 1832 г. В его «Рассуждении об архитектуре» постоянно чередуется просвещенческое и романтическое, и анализ этого текста поможет понять трансформации, происходившие с «новым классицизмом» и преемственность между XVIII и XIX вв. Примирить свои зачастую противоположные представления о зодчестве (например, идею о свободе романтического гения с идеей существования неизменных принципов архитектуры) Водуайе пытался, постоянно обращаясь к сравнению с другими «свободными искусствами». Изучение работы Водуайе показывает, что в XIX в. для поколения его учеников архитектура больше не являлась типом мышления, и Водуайе не мог говорить об архитектуре на языке эпохи Просвещения, который подразумевал, что теории зодчества являются неотъемлемой частью общественной и философской дискуссии. Ему иначе приходилось «популяризировать архитектуру», переводя ее на язык других свободных искусств (музыки, живописи, поэзии), который был понятен молодой аудитории.

Ключевые слова: Антуан-Лорен-Тома Водуайе, теория архитектуры, «Рассуждение об архитектуре» А.-Л.-Т. Водуайе, теория архитектуры французского Просвещения

Н. А. Коновалова
МОСТЫ ЯПОНИИ: МЕЖДУ АРХИТЕКТУРОЙ И ПОЭЗИЕЙ

Разные по видам и типам мосты играли в культуре Японии значительную роль, далеко выходящую за рамки их прямого функционального предназначения. Средневековые мосты отличались уникальной техникой строительства и неординарными конструктивными решениями. В Японии представлены почти все известные типы мостов: цепные и арочные, понтонные и лодочные, вантовые и разводные, деревянные, каменные и металлические. В статье рассмотрены и проанализированы разные по типу и функциям мосты в широких хронологических рамках — с древности до середины ХХ века. Основной акцент сделан на выявлении особенностей их смысловых характеристик. Проведенный в статье анализ мостов расширяет границы их содержания как художественного произведения и выявляет, наряду с конструктивными, эстетические, психологические и социальные аспекты, содержащиеся в значении и символике мостов Японии.

Ключевые слова: мосты Японии, деревянные мосты, Нихонбаси, символика мостов японского сада

И. В. Белинцева
АРХИТЕКТОР МАКС ШЁНВАЛЬД (ВОСТОЧНАЯ ПРУССИЯ) — СОЗДАТЕЛЬ ЗАГОРОДНЫХ ВИЛЛ И СЕЛЬСКИХ УСАДЕБ

Деятельность многочисленных зодчих Восточной Пруссии в первой половине XX в. и созданные ими на территории современной Калининградской области сооружения до сих пор остаются малоизученными. Макс Шёнвальд, имевший собственное архитектурное бюро в Кенигсберге (совр. Калининград), возводил разнообразные типы сооружений — культовые, гражданские, транспортные и т. д. Главным направлением в его творчестве было проектирование и строительство частных особняков, усадебных домов и сельскохозяйственных объектов. Барский дом в Грюнвальде (вблизи пос. Клюквенное), многочисленные виллы курорта Раушен (Светлогорск), сельское подворье в Удерванген (Чехово) и другие постройки получили высокую оценку в тогдашней профессиональной печати.

Ключевые слова: Восточная Пруссия, Калининградская область, архитектор Макс Шёнвальд, архитектура первой половины XX в., виллы, усадьбы

Е. В. Конышева
«БУРНЫЕ АПЛОДИСМЕНТЫ, ВСЕ ВСТАЮТ»: ИНОСТРАННЫЕ ГОСТИ НА ПЕРВОМ ВСЕСОЮЗНОМ СЪЕЗДЕ СОВЕТСКИХ АРХИТЕКТОРОВ

Статья посвящена участию зарубежных архитекторов в Первом съезде советских архитекторов в 1937 г. Задачами публикации поставлены, во-первых, реконструкция подготовки и участия иностранных делегатов в форуме, во-вторых, анализ оценки зарубежными мастерами советской архитектуры 1930-х гг., представленной в их докладах, и, в-третьих, выявление специфики медийной интерпретации докладов иностранных специалистов. Публикация основана, прежде всего, на анализе документов Союза советских архитекторов и Всесоюзного общества культурной связи с заграницей (ВОКС), хранящихся в российских архивах. Для реализации этих задач в статье рассмотрена несколько ключевых аспектов. В первой части публикации показана специфика международных связей Союза советских архитекторов, цели и формы международных контактов. Рассмотрены принципы подбора потенциальных зарубежных делегатов съезда и показана ключевая задача — демонстрация интереса к съезду первых лиц мировой архитектуры и громкий международный резонанс. Реконструирован сам процесс отбора и приглашения иностранных специалистов и его результаты. Во второй части статьи проанализированы доклады иностранных гостей и выявлены те проблемы, которые видели зарубежные специалисты в советской архитектуре. Показано, как доклады иностранных гостей подвергались цензуре при освещении их в советской профессиональной прессе. В качестве итога представлен тезис, что ни съезд, ни участие в нем иностранных гостей не получили широкого резонанса за рубежом. Участие небольшого числа зарубежных архитекторов в съезде не принесло желаемого результата — утверждения СССР как мирового архитектурного центра. Профессиональный взгляд зарубежных специалистов на проблемы советской архитектуры не был воспринят и оценен, а их участие рассматривалось организаторами исключительно с точки зрения укрепления международного имиджа советской архитектуры.

Ключевые слова: Первый съезд советских архитекторов, иностранные архитекторы, 1937


ENGLISH VERSION