Серия «Архитектурное наследство» в целом сложилась в своеобразную, не запланированную и не задумывавшуюся таким образом, но все же получившуюся энциклопедию памятников и проблем истории архитектуры народов России. Более того, даже весьма поверхностный статистический анализ показывает, что комплект уже вышедших сборников представляет собой целостную, законченную, но растущую и развивающуюся историко-теоретическую монографию. Это качество на первый взгляд не столь заметно, но если провести структурирование статей по самой простой типологической схеме, оно становится очевидным.

Аналитический обзор содержания статей 44-х выпусков АН показывает необычайно широкую гамму проблем архитектурной истории, которые ставили авторы отдельных статей. В связи с этим у редколлегии иногда возникала идея подготовки тематических выпусков, посвященных каким-то крупным проблемам или разделам истории архитектуры – начиная с № 18 почти все сборники выходили как тематические, проблемные, имеющие собственные имена. Эти проблемы, как правило, соответствовали разделам готовившегося в те годы коллективного труда по основам теории советской архитектуры и казались тогда более серьезным монографическим вкладом в науку, чем разрозненные статьи. Требовалось написать такие «основы теории», которые должны были стать своеобразным «идеологическим СниПом» для практиков. К счастью, иллюзии о возможности, а главное, о нужности таких теорий и историй относительно быстро развеялись.

Стоит отметить сложившуюся в течение многих лет специфику формирования сборников АН. Она заключается в том, что составители не приглашают авторов на конкретную тему, а формируют их из тех наработок, которые предоставляют исследователи. Поэтому, в частности, подготовка тематических сборников была крайне затруднительной. Кроме того, экспресс-опросы показали, что тематические сборники интересны, в основном, более узкому кругу читателей. Широкому кругу читающей профессиональной аудитории интереснее более широкий спектр содержания.

В то же время, не стоит думать, что проблематизация сборников была только требованием начальства. При подборе статей для очередного сборника или при получении на рецензию неорганизованного вороха материалов, сразу же возникает желание как-то все это упорядочить. Тогда редколлегией создается внутренняя структура, которая, как показывает опыт, всегда возможна, нужна, и даже более того, если она придумана грамотно, придает сборнику новое качество, повышающее к нему интерес.

Итогом этого наблюдения может быть предложение не стремиться всегда к единой тематике или проблематике каждого сборника, ведь по большому счету этого никогда не получалось, но всегда пытаться придумать оригинальную внутреннюю структуру.

Темы статей АН по их содержанию можно сгруппировать в три блока: теория истории архитектуры; архитектурная практика; творческие портреты мастеров и архитектурные школы. В первый блок войдут статьи, посвященные общим проблемам и теоретическим основаниям истории архитектуры и задачам ее изучения, проблемам эстетического восприятия архитектуры в целом, специфическим проблемам архитектурного формобразования, архитектурной композиции, архитектоники, ордера, симметрии, модуля, пропорционирования и соразмерности, стилеобразования, архитектурного ансамбля, образца в архитектуре, проблемам национальных и региональных особенностей, самобытности, преемственности, заимствованиям и взаимовлияниям в архитектуре, роли заказчика в ней, архитектурного законодательства и т.п.

Второй блок включает архитектурную типологию, объекты архитектурной деятельности. Он также весьма обширен и его пространство простирается от проблем расселения, градостроительства, бесчисленных типов зданий до исследований интерьеров, росписей, элементов внутренней отделки.

Третий блок – это творческие портреты мастеров, где также масса открытий неизвестных имен архитекторов, неизвестных построек известных мастеров и неизвестных ранее особенностей их творчества. Перечислим только фамилии мастеров, о которых написаны статьи в сборниках АН:

В.И. Баженов (6), М.Ф. Казаков (3), Алевиз Новый, А. Фрязин, А.А. Палицын, Расстрелли, И. и Д. Жилярди (2), С. Ремезов (3), И.П. Зарудный, И.Ф. Мичурин (2), И.К. Коробов, Т. Усов, Нееловы, А.Н. Рокотов, А.Д. Захаров (3), К.И. Росси (2). А.В. Квасов, И.Е. Старов, Д. Трезини, Л.Н. Бенуа, Ринальди, П.Р. Никитин, А.Н. Воронихин (2), В.П. Стасов (4), Старцевы, Д. Кваренги (2), Д. Ухтомский, Ч. Камерон (2), Н. Легран, А. Михайлов, А.А. Михайлов 2-й, В.Ф. Федосеев, С.М. Шустов, Р.И. Кузьмин, Киавери, Ю.М. Фельтен, М.П. Малахов, И.И. Свиязев, Д. Григорьев, А.Г. Григорьев, А.И. Мельников, Н.Е. Ефимов, П.П. Жако, А. Дигби, А.И. Дмитриев, А. Константинов, А. Лосев, Н.В. Урюпин, П.И. Фурсов, И.П. Ропет, В.А. Покровский, В.Н. Покровский, В.О. Шервуд, И.С. Китнер, Ф.О. Шехтель, В.А. Гартман, А.И. Ржепишевский, С. Ноаковский. И.А. Фомин (4), А.В. Щусев (2), М.Я. Гинзбург, К.С. Мельников, П.Д. Барановский, Махмуд ибн Са`д. (всего 65 архитекторов).

Мы рассмотрели сейчас только два наиболее очевидных теоретических способа организации подборок тематически случайных статей в целостные самодостаточные блоки. Наверное, даже этот беглый перечень названий и тем показывает, что на этом материале сборников АН можно показать возможности разработок более целевых, более узконаправленных тематических цепочек, таких, например, как организация архитектурной деятельности в цепочке: Заказчик – Объект заказа – Архитектор – Архитектурное законодательство – Проектная деятельность – Проект – Регламентирующие органы – Строитель – Процесс строительства – Результат всей деятельности. Это же относится и к чисто хронологическим схемам – здесь имеется достаточно полный материал и для этого: Палеолит – Неолит – Эпоха бронзы – Все этапы развития архитектурной деятельности в России в Средние века, Новое и Новейшее время. Возможно, это можно рассматривать и как прекрасный готовый материал для закладки в электронную базу данных, одну из возможных, по архитектуре и архитектурной деятельности.

 

Продолжим краткий статистический обзор: за прошедшие 50 лет были опубликованы статьи -

по истории архитектуры народов России – 550, в т.ч.:

по Северному Кавказу и Дагестану – 22

Татарии – 3.

Карелии – 3.

Бурятии – 2.

Коми – 4.

Удмуртии – 1.

Хантов – 1.

Народов Сибири – 5.

Украины, преимущественно Западной и Карпатской – 36.

Белоруссии – 37.

Народов и стран Средней Азии – 89.

Армении – 59.

Грузии – 4.

Азербайджана – 8.

Молдавии – 3.

Литвы – 3.

Латвии – 1.

Эстонии – 1.

Восточной Пруссии – 1.

Турции – 1.

Кочевников степи – 1.

Античных поселений – 4.

Генуэзских поселений – 4.

и др.

География довольно широкая, но редколлегия предполагает в дальнейшем значительно расширить географию АН, включая в новые сборники статьи по архитектурному наследию других стран без каких-либо ограничений, современных или исторических. Кстати, в последние годы в состав сборников АН стали включаться статьи и по истории архитектуры и градостроительства советского периода, что составители считают правильным.

Всего в 44 номерах АН приняли участие 338 авторов, написавших 807 статей, персонально или в соавторстве. Посмотрим, как это распределяется по личностям. Больше всех статей написали наши ветераны, стоявшие у истоков этого издания – О.Х. Халпахчьян – 41 статью и В.Л. Воронина – 34 статьи.

Кроме них в передовики выходят авторы, написавшие:

по 21 статье – 2 автора: Прибыткова А.М., Квитницкая Е.Д.

по 20 статей – 2 автора: Гуляницкий Н.Ф., Проскурякова Т.С.

16 статей – 1 автор: Кириченко Е.И.

15 статей – 1 автор: Михайлова М.Б.

14 статей – 1 автор: Брайцева О.И.

по 11 статей – 3 автора: Лисенко Т.Л., Максимов П.Н., Мокеев Г.Я.

по 10 статей – 2 автора: Бородина И.Ф., Хан-Магомедов С.О.

по 9 статей – 2 автора: Крашенинникова Н.Л., Флиер А.Я.

по 8 статей – 4 автора: Бондаренко И.А., Бусева-Давыдова И.Л., Кудрявцев М.П., Шилков В.Ф.

по 7 статей – 4 автора: Власюк А.И., Гаспарян М.А., Крадин Н.П., Кудрявцева Т.Н.

по 6 статей – 9 авторов: Вагнер Г.К.,Кочедамов В.И., Могытыч И.Р., Ополовников А.В., Слюнькова И.Н., Смолина Н.И., Чиняков А.Г., Штейман Г.А., Щенкова О.П.

Остальные авторы дали от 5 до 1 статьи.

Необходимо назвать и основных руководителей издания АН. Первые семь номеров выходили под руководством редколлегий, состав которых не был постоянным. В разные годы в него входили: Н.И. Брунов, Б.П. Михайлов, Ю.С. Яралов, М.И. Рзянин, Г.Г. Гримм, В.И. Пилявский, А.Г. Чиняков, Д.Е. Аркин. С № 8 начинается эпоха О.Х. Халпахчьяна, который в 1957 г. впервые вошел в состав редколлегии вместе с В.Л. Ворониной, и затем работал многие годы в ее составе, а впоследствии возглавлял в качестве ответственного редактора. В том коллективе работали: Е.А. Квитницкая, А.М. Прибыткова, П.Н. Максимов, И.В. Эрн, А.А. Воронов. С № 33 часть выпусков готовил другой состав редколлегии – под руководством Н.Ф. Гуляницкого, с которым работали И.А. Бондаренко. Е.И. Кириченко, М.Б. Михайлова, А.С. Щенков. После кончины Н.Ф. Гуляницкого и О.Х. Халпахчьяна для общего руководства изданием был создан редакционный совет под председательством В.Л. Хайта, который поручил подготовку отдельных сборников двум редколлегиям, одной под руководством И.А. Бондаренко, другой под руководством А.А. Воронова.

Многие работы многослойны. Они могут включать в себя рассмотрение нескольких проблем, связанных историей архитектуры. Во многих статьях содержатся и анализ памятника архитектуры, и новые материалы к творческому портрету его создателя, и теоретические проблемы истории архитектуры, а также вопросы исторической планировки и застройки городов и их реконструкции. Сборники «Архитектурное наследство» – это золотой фонд истории архитектуры.

к. арх. А.А. Воронов, 2001 г.

<<< Вернуться