18.07.2021
Вышла в свет монография ведущего научного сотрудника Отдела истории архитектуры и градостроительства Древнего мира и Средних веков НИИТИАГ, доктора искусствоведения Шарифа Мухаммадовича Шукурова «Идея Ирана. Толкование к истории искусства и архитектуры» (М.: Прогресс-Традиция, 2021. – 280 с.).
Книга исследует правила организации изобразительных образов и композиций в искусстве Ирана. Изобразительное искусство средневекового Ирана рассматривается на широком фоне иных проявлений культуры: литературы, философии, ремесла. Прослеживается логика движения искусства, его трансформации на пути перехода от графических форм художественного выражения до сугубо изобразительных. Особенное внимание уделяется персидской поэтологической терминологии, а также современной терминологической оснастке истории и теории искусства, риторики и литературной поэтики.
В разделах второй главы книги на примере пространственных архитектурных форм анализируется связь двух составляющих визуальной риторики – слова и визуальности. Автор освещает проблему визуальной риторики архитектуры Ирана.
Заключает работу серия практических разработок, исследующих правила формирования отдельных образов и композиционных схем, базирующихся на теоретических выводах в основном тексте исследования.
Книга опубликована с грифами Института востоковедения РАН и НИИТИАГ. Издание осуществлено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований по проекту № 20-112-00206.
Содержание:
Предисловие
Введение
I. Судьбы арабской графики в Иране
От графического знака к визуальному концепту
Точка как визуальный концепт
Картина мира в графических начертаниях
II. О визуальной аргументации
Этимология словесно-архитектурной формы купола
О двух фигурах орнамента
Орнамент и пустота
Божественные истечения на архитектурном теле
Совершенный Человек – архитектор и храм
III. Камал ал-Дин Бехзад
Метатекст и диаграмматология
Расчерчивание пространства: терминологическая оснастка внутренней структуры рукописной страницы
Взгляд изнутри. Диаграмматология миниатюр Бехзада
Портрет при переходе от мыслимого к осмысленному
Экскурсы
О видимом и невидимом. На примере омейадской мечети в Дамаске
О въезде Хосрова в замок Ширин. Аргументы к атрибуции одной композиционной схемы
Драконы Китая в Иране. Еще раз о китайских образах в культуре Ирана
Заключение
Библиография
Указатель
Abstract