Гл. ред., сост. И. А. Бондаренко. — СПб.: Коло, 2021. — 212 с.

ТИТУЛ И СОДЕРЖАНИЕ (pdf)

В очередном выпуске представлены материалы новейших исследований по архитектуре и градостроительству России. Рассматривается история создания малоизвестных памятников, развитие региональных архитектурных традиций. Обоснованы новые атрибуции, подтвержденные археологическими исследованиями и ранее неизвестными архивными источниками. Ряд статей посвящен церковному зодчеству: символике, архитектуре и интерьерам. Значительное внимание уделено архитектуре конца XIX — первой половины XX в.

Ключевые слова: история архитектуры, история градостроительства, архивные материалы, региональные архитектурные решения, русская архитектура, архитектура России.

Бондаренко И. А.
О двух подходах к структурированию пространства в древнерусской архитектурной традиции

Статья посвящена сравнительному анализу построения планов русской избы и крестово-купольного храма. Констатируется принципиальное сходство квадратной жилой клети с тем четырехугольником, который в церкви своими вершинами соединяет алтарь с тремя точками входов. Этот четырехугольник сопоставим с Васту-мандалой, что позволяет рассматривать его как основание «плоскостно-комарной» модели вселенной. Ядром этой модели считался неподвижный остров, осененный и опоясанный небесной твердью и непреодолимыми водами океана. Обозначением его в храме служило подкупольное пространство, а в избе — общая для семьи середина, окруженная относительно обособ­ленными углами. Выясняется, что согласно архаической картине мира углы символизировали те далекие заокеанские края, где небо соединяется с землей первого дня творения. Существенное отличие избы от храма состояло в том, что ее внутреннее пространство предназначалось для тихой повседневной жизни людей в окружении и под защитой божественных сил, стянутых со всех четырех сторон света, тогда как храм служил вместилищем великих энергий, напрямую и насквозь пронизывающих вселенную, вырывающихся наружу и направляющих человека на путь истины. Так можно объяснить длительное сосуществование на Руси культовых построек с центрально-осевой симметрией и гражданских — с превалированием в их структуре диагоналей над ортогоналями.

Ключевые слова: архитектура, планировка, традиции, геометрические символы, модель мира, храм, изба, диагонали и ортогонали.

Слудняков А. О.
Происхождение и распространение срубной техники в архаичных постройках Восточной Европы

Статья посвящена вероятным причинам возникновения срубной техники строительства, а также тем постройкам, при строительстве которых эта техника впервые применялась.

Выдвигается гипотеза, что срубная техника появилась и первоначально развивалась при создании не жилых построек (как предполагалось ранее), а хозяйственных — лабазов, амбаров, животноводческих загонов. И лишь значительно позднее, в уже сформировавшемся виде, срубная техника стала использоваться при возведении погребальных сооружений и жилых построек.

Для аргументации данного предположения привлекается археологический и этнографический материал. Рассматриваются сооружения так наз. срубной археологической культуры бронзового века и постройки народов Евразии, сохранившие ряд архаичных форм, позволяющих сделать предположение об их происхождении и эволюции.

Ключевые слова: традиционная архитектура России, деревянное зодчество, архаичные жилые постройки, амбары, погребальные камеры, срубная археологическая культура, русские, саамы, ненцы, ханты.

Ломакин Д. А.
«Вышивка на кайме турецкой шали»: о мечети Ешиль-Джами в Бахчисарае

Рассмотрена история Ешиль-Джами («Зеленой мечети»), сооруженной в 1764 г. в Бахчисарае и просуществовавшей до середины XX в., выделены основные этапы существования памятника. Выполнен архитектурный анализ строения, рассмотрена его стилистика. Особое внимание уделено оформлению интерьера, декорированного придворным хаттатом Омером. Представлены многочисленные народные предания, связанные с памятником, разобрана их реальная историческая основа.

Ключевые слова: Ешиль-Джами, Диляра-Бикеч, Омер, Бахчисарай, историко-архитектурный памятник, история изучения.

Носов К. С.
Парапет русских кремлей «в итальянском стиле» конца XV — первой трети XVI века

Статья посвящена изучению парапета шести памятников русского военного зодчества конца XV — первой трети XVI в.: Московского, Новгородского, Нижегородского, Тульского, Коломенского и Зарайского кремлей. В работе дискутируется круг связанных с этой архитектурной деталью вопросов, таких как сохранность изначальных зубцов и их трансформация в позднейшее время, иностранное влияние на их форму, истинная форма «ласточкин хвост» и ее внешняя имитация, причины появления имитации, устройство бойниц, их типы и частота расположения. Высказывается предположение о неслучайности выбора зубцов в форме «ласточкин хвост» для Московского Кремля, о важности этого политического решения и приобретении этой формой нового символичного содержания в России. Автор опровергает гипотезу о влиянии архитектуры госпитальеров на форму парапета в Зарайском и Тульском кремлях и предлагает собственную интерпретацию превращения в этих кремлях изначально обычного зубчатого парапета в сплошной с бойницами. Привлекаются аналогии из итальянской фортификации Переходного периода (вторая половина XV —  начало XVI в.) и из крепостного зодчества госпитальеров.

Ключевые слова: кремли, крепости, фортификация, военное зодчество, парапет.

Можаев А. В.
Сибирский приказ на Новом Гостином дворе. Новые данные об истории застройки Гостиного двора на Ильинке по материалам РГАДА и Национального музея Швеции

Сравнительный анализ чертежей Нового Гостиного двора и располагавшегося на его территории Сибирского приказа позволил переатрибутировать рисунок Мейерберга, известный как изображение Посольского двора на Ильинке.

Ключевые слова: Китай-город, Новый Гостиный двор, Сибирский приказ, Мейерберг, князь Шляковский.

Салимов А. М., Салимова М. А.
Успенская церковь в старицкой усадьбе Берново в кругу построек «московского барокко»

Успенская церковь в старицком селе Берново, связанном с именем А. С. Пушкина,— одна из самых интересных построек конца XVII в. на территории Тверской области. Обусловлено это в первую очередь тем, что ее фасадный декор чрезвычайно близок внешнему убранству целого ряда известных столичных построек «московского», или «нарышкинского», барокко. Тем не менее датировка этого храма, содержащаяся в источниках второй половины XVIII — начала XX в.,— 1687 г.— представляется достаточно спорной для данного памятника. Архитектурные, но самое главное декоративные, особенности Успенской церкви позволяют скорректировать основанную на более поздних документальных материалах дату постройки этого храма.

Ключевые слова: Берново, Успенская церковь, древнерусское зодчество конца XVII в., «московское» и «нарышкинское» барокко.

Павлова А. Л.
Иконография и стиль монументальной живописи Преображенской церкви села Никола-Высока

Росписи Преображенской церкви с. Никола-Высока — ведущий памятник монументального искусства Тверского края, пример оригинального соединения стилей и свободного использования гравюрных образцов. В стенописи 1850–1860-х гг. развиты столичные барочные традиции XVIII в., своеобразно трактованы приемы классицизма и использованы элементы эклектики. В статье впервые анализируется сложный стилистический контекст живописи и рассматриваются иконографические прототипы. Исследование снабжено подробными схемами расположения росписей.

Ключевые слова: с. Никола-Высока, влияние барокко, классицистические росписи, гравюрные образцы, эклектика.

Микишатьев М. Н.
Архитектор Плавов. Некоторые особенности творческого метода мастера позднего ампира. Часть третья

В третьей части очерка, посвященного особенностям творческого метода Петра Сергеевича Плавова, основное место уделено зданиям учебного, церковного и медицинского назначения, а именно: покойницкой для больницы Св. Марии Магдалины, Женскому корпусу Обуховской больницы и перестройке Училища глухонемых с церковью Свв. апостолов Петра и Павла.

Ключевые слова: Петр Сергеевич Плавов, ампир, классицизм, Училище глухонемых, больница Св. Марии Магдалины, Женский корпус Обуховской больницы.

Никитин Ю. А., Петухова Н. М.
Архитектура транспортных павильонов на всероссийских выставках XIX — начала XX века

Появление железных дорог в середине XIX в. в России способствовало не только росту промышленности и торговли, но и активному развитию промышленных выставок. В 1865 г. было создано Министерство путей сообщения Российской империи. Оно обеспечивало проведение единой политики в сфере водного, сухопутного и железнодорожного транспорта. Различные подразделения МПС участвовали во многих всероссийских и местных выставках, на которых устраивались специальные транспортные отделы и строились павильоны. Архитектура этих тематических выставочных зданий имела определенную специфику, связанную с образной стороной зданий на транспорте.

Ключевые слова: Всероссийские промышленные выставки, архитектура выставочных павильонов, новые принципы формообразования.

Стрельникова Е. Ю.
Нормы проектирования первых российских школ в историческом контексте

В России существуют жесткие нормы проектирования школьных зданий, направленные на создание не только безопасной, но и комфортной обстановки для организации образовательного процесса. Эти системы сводов и правил начали складываться более 150 лет назад.

Изучение возникновения в нашей стране школ привело автора к рассмотрению литературных и нормативных источников, документов, докладов и различных фотоподтверждений. Они позволили сделать вывод о непосредственной связи исторической, социальной, научной ситуации и развитии системы контроля за возводимыми зданиями. Выявилось, что многие исследователи-гигиенисты работали над формулированием и введением в практику правил строительства. Эти требования касались в первую очередь инсоляции, планировочных решений, расчета нормируемых площадей. Но, несмотря на малую часть контролируемых параметров, по сравнению с существующим положением, они четко регулировали организацию пространств в соответствии с физиологией человека. Закрепление правил строительства в документальной форме привлекало внимание государственной власти к вопросу не только количественного, но и качественного введения системы всеобщего образования. Таким образом, начинала складываться основа для формирования образовательной среды, позволяющей детям проводить большую часть времени в безопасной и комфортной школе. Полученные результаты позволяют глубже изучить вопрос качественного проектирования образовательных учреждений и исторических условий, создавших условия для их возникновения.

Ключевые слова: архитектура образовательных учреждений, школы России, объемно-планировочные решения, класс Ф. Эрисмана, нормы проектирования.

Кириков Б. М.
Дом и банк М. И. Вавельберга. Прообразы и интерпретация

В творчестве крупного зодчего М. М. Перетятковича (1872–1916) дом М. И. Вавельберга занимает одно из главных мест. Это многофункциональное здание, включавшее торговый банк, расположено в центре петербургского «сити», в начале Невского проспекта. В композиции и стилистике дома Вавельберга отразилось увлечение М. М. Перетятковича итальянской архитектурой эпохи Возрождения и отчасти позднего Средневековья. Здание стало одним из ключевых произведений петербургского неоренессанса начала XX в. В свое время этот памятник вызвал живую полемику о его прообразах и разноречивые оценки.

Ключевые слова: петербургские банки, архитектор М. М. Перетяткович, неоренессанс, итальянские палаццо.

Иванова Т. В., Сухачёв А. С.
Дача купца Н. А. Терентьева в Евпатории — неизвестный проект архитектора И. А. Иванова-Шица (по материалам ГНИМА)

Статья посвящена малоизученному памятнику архитектуры начала XX в.— даче купца Н. А. Терентьева в Евпатории. Впервые в научный оборот вводятся выявленные в фондах ГНИМА эскизы к проекту дачи, выполненные известным московским архитектором И. А. Ивановым-Шицем. Они позволили установить имя автора проекта, необоснованно приписанного ранее П. Я. Сеферову, и раскрыть его первоначальный замысел. Авторы статьи восстанавливают хронологию сотрудничества Иванова-Шица и Терентьева, концентрируя внимание на истории дачи и восполняя существующие лакуны.

Ключевые слова: Евпатория, Москва, И. А. Иванов-Шиц, Н. А. Терентьев, П. Я. Сеферов, дача, неогрек, модерн, неоампир, ГНИМА.

Покладок П. Е.
Больница имени К. Т. Солдатёнкова на фоне других больничных построек в творчестве И. А. Иванова-Шица

В статье рассматривается творчество И. А. Иванова-Шица в сфере больничного строительства. В результате исследований было выявлено, что больничные постройки И. А. Иванова-Шица развивались последовательно, и самым пиком этого развития стало проектирование и строительство городской больницы имени К. Т. Солдатёнкова в Москве (1905–1910-е).

Ключевые слова: архитектура, больница, модерн, архитектура рубежа XIX–XX вв., Москва.

Косенкова Ю. Л.
Проблема оздоровления городов в 1920–1930-е годы: научные труды и деятельность проф. З. Г. Френкеля

Раскрывается роль проф. З. Г. Френкеля, выдающегося врача-гигиениста, в контексте проблемы оздоровления городов, создания благоприятных условий жизни для населения. Он впервые в России связал медицинские аспекты санитарии с планировкой и инженерным оборудованием городов. Обширные знания, огромный практический опыт земского врача, организационные способности позволили ему еще до революции стать заметной фигурой как в профессиональной сфере, так и в политической деятельности. После революции, отказавшись от эмиграции, продолжал активную научную и педагогическую деятельность, консультировал проекты планировки городов.

Ключевые слова: планировка городов, социальная и коммунальная гигиена, градостроительное законодательство.

Штиглиц М. С., Вайтенс А. Г.
Эволюция ленинградской архитектуры предвоенного времени на примере творчества Г. А. Симонова и Л. М. Хидекеля

В творчестве ярких представителей авангарда Г. А. Симонова и Л. М. Хидекеля последовательно реализовались принципы формо­образования ленинградского зодчества предвоенного времени. Переходная стилистика, сочетающая новаторские приемы и классический декор, близкая эстетике ар-деко, присуща работам Симонова. Поиски Хидекеля были направлены на разработку модификаций монументального ордера, что наиболее наглядно проявилось в архитектуре кинотеатра «Москва». Рубежом в исканиях обоих зодчих и постепенным отходом от активной архитектурной практики стала кампания по борьбе с формализмом, разыгравшаяся в профессиональной среде в 1936 г.

Ключевые слова: супрематический конструктивизм, авангард, ар-деко, модернизированная неоклассика, компромиссный конструктивизм.

Старостенко Ю. Д.
К истории подготовки Первого Всесоюзного съезда советских архитекторов СССР в 1937 году: от профессиональной дискуссии к пленарным докладам

В статье предпринята попытка на основе анализа архивных документов и опубликованных материалов проследить процесс подготовки Первого Всесоюзного съезда советских архитекторов СССР 1937 г. Соб­ранные материалы позволяют расширить представление о первоначальных планах проведения съезда, о намечавшейся программе мероприятия и причинах произошедших изменений. Они также дают возможность уточнить многие моменты из истории первых лет существования Союза советских архитекторов, усилиями которого готовился съезд.

Ключевые слова: Первый Всесоюзный съезд советских архитекторов, Союз советских архитекторов, советская архитектура, К. С. Алабян, 1937.