Исследование, опубликованное в 2020-2021 гг. издательством БуксМАрт в двух томах, посвящено иконостасам в храмах московских монастырей – Новодевичьего, Донского, Высоко-Петровского и Симонова, а также в соборах и церквах столичных и загородных царских резиденций – Теремного дворца и Архангельского собора Московского Кремля, подмосковных (в топографических ориентирах XVII в.) дворцовых сел Измайлово, Алексеевское, Воробьево.

Наибольшее внимание в публикации уделено процессу создания предалтарных преград в последней трети XVII в., в котором был задействован широкий круг мастеров разных профессий – резчики, столяры, золотари и др., а также иконописцы и живописцы Оружейной палаты, Приказа Большого дворца, Посольского приказа.

Формирование в 1670–1690–е гг. новых тенденций в иконостасном строительстве повлекло за собой кардинальное изменение предалтарной преграды: тябловые конструкции постепенно заменялись рамочными, существенно увеличился масштаб деревянной рамы под иконы (высота, ярусность); происходила трансформация общей концепции ее декоративного оформления, которая получила воплощение в массивных киотах, архитектурных элементах, в объемном резном уборе; широко применялось золочение, серебрение, красочная роспись; все большее число иконных образов обретало драгоценное убранство.

На базе широкого круга письменных архивных источников, значительная часть которых впервые вводится в научный оборот, иконостасное строительство последней трети XVII в. в храмах Москвы и ближайшего Подмосковья рассматривается в книге как значительное и значимое явление русской художественной культуры периода Позднего Средневековья и раннего Нового времени.

События, связанные с «возобновлением», ремонтом и реконструкцией иконостасов в рассматриваемом круге памятников в последующие столетия описаны по документам XVIII–начала XX вв., в ряде случаев – в контексте перестроек самих храмовых комплексов. Иконографические материалы в архивах и музейных собраниях позволили показать облик сохранившихся и утраченных предалтарных преград – структуру и декор деревянной рамы, состав икон и их художественное оформление – на различных этапах бытования. Артефакты, хранящиеся в музейных коллекциях, а также натурные обследования последних лет дали возможность более подробно представить, как сами памятники XVII в., так и те изменения, которые они претерпели за истекшие со времени их создания столетия.

ПЕРВЫЙ ТОМ