05.23.20 – Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия 
Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата архитектуры 
Москва – 2011

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Архитектура православных церквей Приамурья и Приморья в культурно-историческом наследии российского государства представляет собой одну из малоизученных сфер храмового зодчества. Традиции русской храмовой архитектуры оказали непосредственное влияние на становление и развитие православных храмов на дальневосточной окраине. Православные храмы являлись неотъемлемой частью архитектурного облика населенного пункта и привносили элемент знаковости, столь необходимый в процессе присоединения, заселения и освоения новых территорий. На Дальнем Востоке, как и по всей стране, совершается процесс возвращения утраченного – восстановление разрушенных, реконструкция и передача Церкви сохранившихся, а также строительство новых храмов. В контексте религиозного возрождения в России (законы «О свободе вероисповедания» от 25.10.90; «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26.09.97) становится актуальной проблема в научном и практическом изучении храмового архитектурного наследия на Дальнем Востоке. До настоящего времени в Дальневосточном регионе проводились лишь единичные исследования по данной проблеме, где храмовые сооружения рассматривались в качестве исторического наследия с целью сохранения и реставрации. До сих пор не выявлены все объекты храмового зодчества, не поставлены на государственную охрану некоторые ценные архитектурные памятники. Данное исследование православных храмовых сооружений представляет научно-практическую ценность и является актуальным в процессе современной практики реконструкции, реставрации, восстановления и при возведении новых храмов. Таким образом, проведение комплексного анализа архитектуры православных церквей становится одной из востребованных задач их историко-архитектурного изучения.

Цель исследования – показать и проанализировать общую картину формирования и развития храмового зодчества на юге Дальнего Востока России на протяжении второй половины XIX – начала XX вв.

В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи
• рассмотреть процесс формирования храмовой архитектуры и выявить максимально полное количество храмов в период русского заселения Приамурья, Приморья и о. Сахалин; 
• проанализировать и выявить основные приемы объемно-пространственного построения церквей на юге Дальнего Востока; 
• выявить архитектурно-стилистические решения храмовых сооружений региона. 

Объект исследования – православное храмовое зодчество Дальнего Востока.

Предметом исследования являются региональные черты православных храмов юга Дальневосточного региона второй половины XIX – начала XX вв.

Степень разработанности темы исследования. Научной базой исследования стали источники, раскрывающие различные аспекты изучаемой проблемы. Так, в исследованиях по теории и истории архитектуры и градостроительства Е.И. Кириченко, М.В. Нащокиной, Б.М. Кирикова, Ю.Р. Савельева, А.В. Иконникова, В.И. Плужникова, И.В. Калининой, А.А. Бунина поднимаются вопросы храмового зодчества России анализируемого периода. 

В трудах дореволюционных и современных историков А.М. Бодиско, А.А. Кауфмана, И.С. Кларка, Г.Е. Грум-Гржимайло, А.П. Сильницкого, А.Н. Кириллова, П.Ф. Унтербергера, Ф.Ф. Буссе, В.М. Кабузана, Л.Л. Рыбаковского, Н.В. Кочешкова раскрываются вопросы истории освоения и заселения Дальнего Востока. 

Проблемы истории образования и развития городских поселений рассматриваются в исследованиях Ю. В. Алексеева, В.И. Кочедамова, Н.Е. Козыренко, Б.И. Оглы, В.А. Обертаса, В.К. Моора, Ю.И. Лиханского. 

История религии на Дальнем Востоке и участие русской православной церкви в освоении новых территорий широко представлены в работах М.Б. Сердюк, А.И. Костанова, О.Е. Наумовой, И.В. Потаповой, Т.А. Лескова, И.Г. Стрюченко, О.А. Курбатова, А.В. Алепко. Картина становления русской православной церкви на Дальнем Востоке рассматривается в публикациях П. Громова, П. Мичурина, Г. Ваулина, а также в современных трудах В.В. Ерохина, А.Н. Смагина, Е.А. Капрановой, А.А. Ипатьевой, А.И. Коваленко. 

Общие вопросы по краеведению, затрагивающие развитие православной церкви и храмостроительства в регионе нашли отражение в работах Н.Г. Мизь, А.М. Буякова, Г.В. Прозоровой, публикациях В.А. Лынша, О.Б. Лынша, А.Н. Суржик, А.А. Торопова. Указанные исследования отражают историю строительства как некоторых уничтоженных, так и сохранившихся храмовых сооружений Приморского края. В научных, научно-популярных, учебных и справочных местных изданиях имеются фрагментарные сведения по истории регионального храмового зодчества. 

Вопросы по архитектуре и стилистическим особенностям дальневосточного храмового зодчества исследуются в трудах Н.П. Крадина, в публикациях С.С. Левошко, Д.С. Масленниковой, Е.А. Быковой. Тема регионального храмового зодчества рассматривается в контексте русской архитектуры и градостроительства. В указанных работах акцент ставится лишь на некоторые наиболее значимые храмовые постройки, сооруженные как на Дальнем Востоке России, так и на прилегающей территории КВЖД. 

К настоящему времени выполнена научно-исследовательская и проектная работа по отдельному сооружению храмовой архитектуры региона, на основе которой были реализованы реставрационные работы (1). По большинству объектов храмового зодчества исследования носят фрагментальный характер. До сих пор не представлена полная картина развития православного храмового зодчества региона, не выявлена типология православных храмов юга Дальнего Востока России. Остаётся множество невыясненных вопросов: о композиционном построении и стилистике, о конструктивных решениях храмов. Следовательно, православная храмовая архитектура региона середины XIX – начала XX вв. требует комплексного изучения.

Территориальные рамки исследования включают юг российского Дальнего Востока в составе Хабаровского и Приморского краев, Амурской и Сахалинской областей. Это почти полностью совпадает с территорией Приамурского генерал-губернаторства в период с 1906 – 1917 гг., где находились с 1898 г. две епархии – Владивостокско-Камчатская и Благовещенско-Приамурская. Именно на данной территории происходило активное храмостроительство со второй половины XIX века, при этом на севере Дальнего Востока строительство церквей практически остановилось. В данное исследование не вошла территория Камчатки, так как там проходили иные процессы формирования и развития храмовой архитектуры.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 1850 по 1917 гг. Они определяются началом освоения Приамурья с 1850 г. и периодом Октябрьской революции 1917 г., приведшей к коренным изменениям, как в жизни всего общества, так и в государственной архитектурно-градостроительной политике.

Методика исследования. В исследовании проводился сравнительный анализ и использовался метод аналогий. При рассмотрении регионального зодчества в контексте общерусской храмовой архитектуры применялся метод иконографического (выявление образцов) и типологического анализа. Композиционный анализ проводился на основе методов подобия и пропорционирования. 
Изучение архитектуры храмов проводилось на основе натурных исследований: фотофиксация, зарисовки, составление обмеров сохранившихся культовых построек, их отдельных деталей.

Источниками и материалами исследования послужили текстовые и графические, фотоматериалы. Использовались материалы из собраний государственных архивов: Российский Государственный исторический архив Дальнего Востока (РГИА ДВ, г. Владивосток); Государственный архив Хабаровского края (ГАХК, г. Хабаровск); Государственный архив Амурской области (ГААО, г. Благовещенск); архив и фотофонд Хабаровского краеведческого музея (архив ХКМ, г. Хабаровск). В исследование включены источники из собраний Дальневосточной государственной научной библиотеки (ДВГНБ, г. Хабаровск) – редкий фонд, отдел краеведения, отдел периодической печати до 1917 г.

Научная новизна работы состоит в том, что впервые: 
– проведено комплексное исследование истории формирования храмового зодчества на юге Дальнего Востока России; 
– выявлены исторические этапы развития православного зодчества региона; 
– представлена общая картина храмовых объектов. 
Автором проделана архитектурно-графическая работа, на основе архивных чертежей, фотографического материала, а также натурных исследований; реконструированы аксонометрические изображения 19 дальневосточных храмов; проведены обмеры 7 сохранившихся дальневосточных церквей и представлены сведения о 42 храмах, в ходе работы выявлено всего 255 храмов Приморья, Приамурья и о. Сахалин; введены в научный оборот неопубликованные ранее документы и иллюстративные материалы по храмовому зодчеству региона.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Материалы исследования и его результаты могут найти применение в историко-архитектурной науке, в лекционных курсах высших учебных заведений по региональной (дальневосточной) архитектуре, в работе органов охраны историко-культурного наследия, в реставрации, реконструкции и восстановлении, а также при строительстве новых православных храмов на Дальнем Востоке России.

Положения, выносимые на защиту: 
– формирование и этапы строительства храмовой архитектуры в период русского заселения Приамурья, Приморья и о. Сахалин; 
– объёмно-пространственные, композиционные приёмы построения церквей на юге Дальнего Востока; 
– региональные стилистические черты православного зодчества.

Апробация работы. Отдельные положения работы были доложены в Тихоокеанском государственном университете на чтениях памяти профессора Даниловского, на региональных научно-практических конференциях, на международных научных конференциях "Новые идеи нового века”, на третьей международной научной конференции творческой молодежи «Научно-техническое и экономическое сотрудничество стран АТР в XXI веке», на краевом конкурсе молодых учёных, а также в Отделе истории архитектуры и градостроительства Нового времени Научно-исследовательского института теории и истории архитектуры и градостроительства Российской академии архитектуры и строительных наук (НИИТИАГ РААСН). По теме диссертации опубликованы 16 статей в научной печати, в том числе одна статья в журнале из Перечня ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, утверждённого ВАК. 
Результаты исследований и ряд основных положений диссертации были предложены к обсуждению на научных всероссийских и международных конференциях в Челябинске, Благовещенске, Хабаровске.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы и архивных источников, а также блока иллюстративных материалов представленных в отдельном томе. 

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

В первой главе «Предпосылки формирования православного храмового зодчества юга Дальнего Востока России (1850-1917 гг.)» рассматриваются факторы культурного освоения территорий, этапы строительства храмовых сооружений и приёмы размещения церквей в структуре поселения. 

Колонизация юга Дальнего Востока началась с середины XIX в. Российское государство стремилось в этот период распространить свое влияние на новые территории, наделяя их одновременно несколькими функциями – военной, административной, финансовой и культурной. Важность этих функций колеблется в соответствии с историческими особенностями, изменениями в политической и экономической сферах. Г.К. Гинс отмечал, что колонизация – это культурное воздействие европейских наций на азиатские государства или система мер, направленных к скорейшему экономическому и культурному развитию отсталых частей государства (2). 

На первых этапах колонизации отмечается активное заселение новых районов – закрепление территорий, массовое переселение населения и формирование поселений. В дальнейшем происходит образование и развитие городов, строительство и эксплуатация транспортных магистралей, формирование сельского хозяйства, добыча природных ресурсов, а также установление связей с сопредельными странами, что свидетельствует об экономическом и культурном освоении территорий. 

В развитии южных районов Дальнего Востока отмечаются одновременно как целенаправленные, так и стихийные процессы. Так, военная колонизация носила целенаправленный характер: военные посты ставились на расстоянии около сорока вёрст друг от друга, обеспечивая охрану границы Российского государства с Китаем вдоль рек Уссури и Амура. К 1860-м гг. численность войск на Амуре составляла около 5-6 тыс. человек. 

Крестьянское переселение, которое, хотя и осуществлялось по плану, разработанному Муравьевым-Амурским, но являлось в большей степени стихийным процессом. В 1858 г. происходило планомерное административное водворение государственных крестьян в Приамурский край. Однако отмечалась самоликвидация образовавшихся крестьянских поселений, массовые миграции. За два года (1859-1860) в край вселилось около 3 тыс. крестьян из Вятской, Пермской, Воронежской, Тамбовской губерний. В 60-70-е годы крестьяне-переселенцы направлялись преимущественно в Амурскую область, а затем часть из них переселялась в Приморскую область. 
Заселение новых территорий казаками было масштабным. К 1862 г. в образованной к тому времени Амурской области насчитывалось 67 станиц, а в Приморской области на реке Уссури – 23 станицы. В 1880-х годах усилился наплыв иммигрантов из Кореи, к 1892 г. число корейцев на русском Дальнем Востоке возросло до 16,5 тыс., большинство из них приняли русское подданство благодаря миссионерской политике России. Анализируя процесс образования новых поселений на юге Дальнего Востока, следует отметить, что строительство проходило по определенной схеме – одновременно с возведением жилья закладывались православные храмовые сооружения. В военных постах, в крестьянских поселениях и казачьих станицах начиналось строительство молитвенных домов и временных храмов. Это свидетельствует не только о русской традиции строительства поселений, но и об активном распространении православия на новых территориях, которое находилось под централизованным контролем государства. 

Один из первых храмов на берегах Амура (в исследуемый период) был освящён в 1852 г. в Николаевске-на-Амуре. В 1858 г. в Приамурье военными были построены четыре церкви (в селении Михайловском, в городах Софийске, Николаевске-на-Амуре и Благовещенске). Казаки в 1859 г. на Амуре возводили церкви в станицах Албазинской, Кумарской, Константиновской, Иннокентьевской, Екатерино-Никольской, Михайло-Семеновской. В большинстве своем казаками заселялась Амурская область. С увеличением казачьего войска росло число новых поселений и храмовых сооружений (в Амурском казачьем войске к 1910 г. было возведено 24 церкви и 51 часовня). 

К 1897 г. завершилось строительство Уссурийской железной дороги. Прокладка железной дороги являлась одним из существенных факторов, упрочивших политическое и экономическое положение Дальнего Востока, и сопровождалась новым всплеском переселенческого движения. При разработке генеральных планов отводились участки под станционные постройки, мастерские, храмы, школы и больницы. К 1898 г. отмечается стабилизация в процессе образования новых населённых пунктов, и выделяются 7 городов (Благовещенск, Хабаровск, Владивосток, Никольск-Уссурийский, Николаевск-на-Амуре, Александровск, Алексеевск (1913 г.). К указанному времени в каждом городе имелись собор и несколько (от 2 до 4) приходских церквей, а также церковь-школа. 

Строились новые посёлки, но в большей степени расширялись существующие, вследствие чего возникала необходимость в сооружении новых сельских церквей. К этому времени был создан фонд имени Императора Александра III, из которого финансировалось строительство храмов в районе Сибирской и Уссурийской железных дорог. В 1898 г. активизировалось храмовое строительство по линии Уссурийской железной дороги: в рабочих посёлках, на значимых станциях (выстроены и освящены 23 храма). В начале XX в. процесс проектирования и строительства храмовых сооружений происходил неразрывно и комплексно с процессом проектирования и основанием населённых пунктов. В конце XIX – начале XX вв. всестороннее внимание со стороны государства уделялось программе церковно-школьного строительства. Постройка храмов и храмов-школ являлась неотъемлемой частью осуществляемой в государственном масштабе системы расселения. 
За период с 1858 по 1917 гг. на юге Дальнего Востока велась активная храмостроительная деятельность, благодаря которой, судя по архивным данным, выстроены 255 церквей (3) и основано 5 монастырей (20 благочинных округов Благовещенской и Владивостокской епархий без Камчатки). Православная церковь в России до 1917 г. исполняла роль разветвлённой идеологической организации, которая охватывала всю территорию империи. Приходские храмы, соборы, монастыри, как составные части данной организации играли доминирующую роль не только в структуре поселения, но и в его социально-культурной жизни. Государственная политика Российской империи, воплощавшая в себе идею триады ’’православие, самодержавие, народность’’, активно распространялась на колонизируемые территории. Распространение православия рассматривалось как важный фактор укрепления русского влияния на новых землях. 
Интенсивность переселений крестьян возрастала. В начале XX в. размеры крестьянских переселений значительно увеличились и становились основной формой заселения. В 1897 г. на юге Дальнего Востока числилось около 372 тысяч человек. За время колонизации с 1858 по 1910 гг. на Дальний Восток переселилось не менее 600 тыс. человек, в основном крестьяне и казаки из центральных районов страны и Украины. Переселенцы, оторванные от своей исторической родины, стремились в новом пространстве воспроизвести традиционный уклад жизни, неотъемлемой частью которого являлась православная церковь. 

Весь процесс развития храмового зодчества на юге Дальнего Востока России можно разделить на три относительно небольших периода: первый (1850-1879 гг.), второй (1880-1899 гг.), третий (1900-1917 гг.), для каждого из которого характерны свои особенности. Основанием для периодизации послужили: территориально-административные трансформации в Камчатской епархии, которые отражались на процессе формирования и строительства храмового зодчества, на изменениях типологических и стилистических характеристик церквей. 

В первом периоде (1850-1879 гг.) происходили территориально-административные изменения в Камчатской епархии, но вместе с тем формирование приходов и благочиний проходило медленно. В 1858-1860 гг. присоединённый к России Приамурский край вошёл в состав епархии, в 1862 г. учреждено Якутское викариатство, а кафедра правящего епископа перенесена в г. Благовещенск. В данное время издавались законы, которые направлялись на привлечение православного духовенства в Приамурский край («О предоставлении духовенству Камчатской епархии некоторых прав и преимуществ…» (1858 г.), «Правила об обеспечении и устройстве духовенства Приамурского края» (1859 г.) (4). В 1869 г. Якутское викариатство было преобразовано в отдельную Камчатскую епархию, в связи с чем в указанный период начинается строительство православных храмов и происходит становление храмового зодчества на юге Дальнего Востока. В указанный период было построено 40 храмовых сооружений, из них в крупных поселениях выстроено 8 приходских церквей и 2 собора (в Николаевске-на-Амуре и Благовещенске), а также архиерейский дом с домовой церковью в Благовещенске (1862-1878 гг.). В постах, станицах и сёлах возведено 29 церквей, часовен и часовен-церквей, среди них две миссионерские храмовые постройки (церковь близ оз. Болонь и часовня в с. Корсаковском). В целом период характеризуется возведением немногочисленных приходских церквей и часовен, которые строились исключительно из дерева. 

Во втором периоде (1880-1899 гг.) произошёл всплеск храмового строительства на юге Дальнего Востока России. В этот период динамично развивались приходы и благочиния Камчатско-Курильско-Благовещенской (Камчатской) епархии, что вызвано активной государственной политикой колонизации Приамурья, Приморья и о. Сахалина в 1880-1890-е годы. За указанный период дважды в епархии проводилась перепись храмов (1888, 1891г.). Значительный вклад в развитие Камчатской епархии внёс епископ Гурий, за время правления которого (1885-1892 гг.), было выстроено большое количество храмовых сооружений (44 часовни и 38 церквей) (5). В данный период осуществлялась активная государственная поддержка Церкви в переселенческой среде. С 1885 по 1890 гг. работал Комитет для постройки церквей и учреждения школ в Южно-Уссурийском крае, а в 1898 г. реорганизовалась Камчатская епархия, которая к 1897 г. состояла из 20 благочинных округов. В 1899 г. образованы две епархии: Владивостокско-Камчатская и Благовещенско-Приамурская. Во втором периоде (1880-1899 гг.) построено 120 храмовых сооружений, из них в городах выстроено 3 собора и 2 приходских церкви (Благовещенск, Хабаровск, Владивосток). В станицах и сёлах возведены: 61 церковь, 48 часовен и часовен-церквей. За отмеченный период построено 9 тюремных церквей (о. Сахалин), 3 экипажных храма (близ г. Владивосток на о. Русском), основан первый на юге Дальнего Востока монастырь – мужской Свято-Троицкий Николаевский (близ ст. Шмаковка). Указанный этап характеризовался активным строительством православных храмовых сооружений. В этот период, как показало исследование, началось возведение первых каменных (кирпичных) церквей на юге Дальнего Востока (Никольский собор (1879-1885 гг.) в Благовещенске, Успенский собор (1886, 1906 г.) в г. Хабаровске, Успенский собор во Владивостоке (1887-1889 гг.), образовавших группу родственных храмов. 

В третьем периоде (1900-1917 гг.) из реорганизованной Камчатской епархии развивались Владивостокско-Камчатская и Благовещенско-Приамурская епархии. Активно решались вопросы епархиального устройства, происходило дальнейшее увеличение приходов и благочиний (36 в двух епархиях), началось строительство монастырей. В названном периоде строились крупные каменные церкви в Благовещенске (Свято-Троицкая церковь, 1900-1903 гг.), во Владивостоке (Покровская церковь, 1900 -1902 гг.), Хабаровске (Алексеевская, 1912 г.), Никольске-Уссурийском (Свято-Покровская церковь, 1914 г.), Алексеевске (Алексеевская церковь, 1912 – 1915 гг.), на ст. Гродеково (1912 г.), в п. Иман (Троицкая церковь, 1909 г.), п. Угловом (Свято-Покровская церковь, 1902 г.). В итоге было построено 95 храмовых сооружений, из них в городах выстроено 9 приходских церквей, которые возводились исключительно из кирпича. Близ железнодорожных станций, в сёлах и станицах – возведено 70 церквей и часовен, основано 4 монастыря, построено 6 экипажных храмов. Данный период характеризуется широкомасштабным строительством приходских церквей при железнодорожных станциях, церквей-школ (7), часовен-памятников (3). В храмостроительстве наблюдалось значительное разнообразие типологических характеристик, архитектурно-художественных и стилистических решений, разнообразными стали объёмно-пространственные структуры храмов. 

Церковные сооружения наряду с постройками военного ведомства (казармы, административные учреждения) являлись отправной точкой при строительстве дальневосточного населенного пункта, его пространственно-организующими доминантами. Возведение первого храма любого поселения происходило практически одновременно с основанием и строительством самого населённого пункта. 
В первый период строительство церковных сооружений проводилось главным образом с ориентацией на водное пространство. Пример храмов, расположенных по береговой линии рек, показывал их значимость в общей панораме населённого пункта (Николаевск-на-Амуре, Благовещенск, пост Хабаровский, с. Игнашино, с. Покровское). В поселениях юга Дальнего Востока указанного периода повсеместно превалировала одноэтажная рядовая деревянная застройка. Немногочисленные храмы являлись визуальными ориентирами новых населённых пунктов, несли основную художественно-образную нагрузку. 

Во втором периоде храмы становились своеобразными композиционными центрами в пространстве городской структуры. Проектируемые и застраиваемые улицы ориентировались на церковные сооружения, площади, на которых возвышались храмы, являлись главными, на них проводились светские мероприятия и культовые праздники (Соборная площадь в Хабаровске, Никольская в Благовещенске). Возводились православные храмы в стратегически важных местах, например о. Русский (Владивосток). Многие из храмовых построек сооружались как полковые и экипажные (церковь в честь Образа Спаса Нерукотворного, 1896 г.). Возводимые храмы военного ведомства являлись локальными акцентирующими объектами в структуре военного поселения, их вертикали не были столь значительными по сравнению с соборами и городскими церквями. 

В третьем периоде силуэты городов Хабаровска, Владивостока, Уссурийска, Благовещенска обогатились монументальными культовыми сооружениями, которые доминировали объёмно-пространственными композициями в городской застройке, занимали господствующее место на центральных площадях. Изменились силуэты поселков и сел, станций благодаря строительству в них монументальных храмовых зданий (п. Угловой, с. Раздольное, с. Алексеевка, ст. Иман, ст. Гродеково). Вблизи новых железнодорожных станций сооружались архитектурные комплексы: вокзал, площадь с храмом, школа (ст. Облучье, ст. Ин). Принцип ансамблевости свидетельствует о тесной взаимосвязи светского и церковного – общественный и духовный центры. Главным элементом в композиции поселения являлось храмовое сооружение. В данный период происходило активное строительство церквей-школ, которые играли в городской структуре роль локальных акцентов, а в малых поселениях они являлись доминирующей постройкой. Таким образом, можно сделать вывод, что в целях сохранения и укрепления своей территориальной целостности государство стремилось связать все категории переселенцев единой идеологией – православием. 
Подводя итог первой главы, отметим, что в работе предложена периодизация, основанная на территориально-административных трансформациях в Камчатской, затем в Камчатско-Курильско-Благовещенской епархиях, которые отражались на процессе развития дальневосточного храмового зодчества. 

В результате за три периода к 1917 году на юге Дальнего Востока образовано 20 благочинных округов Владивостокско-Камчатской и Благовещенско-Приамурской епархий, основано 5 монастырей, и общее количество православных храмовых сооружений составило 255. Как и в центральной России, храмы возводились в традициях русского градостроительства и к концу XIX в. стали играть активную роль силуэтных ориентиров в городской среде.

Во второй главе «Объемно-пространственные решения в архитектуре дальневосточных храмов» анализируются типология храмов и объёмно-пространственные, планировочные решения, отмечаются конструктивные решения и строительные материалы церковных сооружений. 

Анализ храмовых сооружений, построенных в первый период, выявил следующие типы: часовня, часовня с алтарем и с функцией временной церкви, небольшая приходская церковь и собор. Среди часовен отмечены подтипы: «часовни-беседки» (часовня Марии Магдалины в Хабаровке); «часовни-клети» (часовня во имя зачатия Пресвятой Богородицы в с. Шелеховском); «часовня-церковь» (часовня с алтарем во имя Святого Николая Чудотворца в с. Верхне-Тамбовском). Во второй и третий периоды строительство часовен происходит в основном в сельской местности: «часовни-клети» (с. Романовка, ст. Ин); «часовни-церкви» (Покровская часовня в с. Верхняя Полтавка, часовня Воскресения Христова в с. Ново-Воскресенске). Новая разновидность храмовых построек – часовни-памятники появились на юге Дальневосточного региона в последнее десятилетие XIX века. Это были, как правило, кирпичные, квадратные в плане объемы (часовня в п. Александровском в память избавления Наследника Цесаревича Николая от покушения в Отсу (Япония), часовня во имя Святого Благоверного князя Александра Невского на ст. Седанка). Соборный тип храма возводили из кирпича и исключительно в городах; он имел центричный, компактный план, пятишатровое завершение, двух или трехъярусную шатровую колокольню (Успенские соборы во Владивостоке и Хабаровске, Николаевская церковь в Благовещенске). Первая церковь-школа на Дальнем Востоке была построена в 1897 году в селе Большая Сазанка (Амурская область). К началу 1900-х гг. строительство церквей-школ стало распространенным явлением, они воздвигались активно по линии железной дороги (ст. Вяземская, близ станции в Хабаровске, с. Комаровка и др.). Любопытно, что на рубеже XIX – XX столетий тип церкви-школы получил широкое распространение и на КВЖД. Церкви-школы имели вид небольшого одноглавого приходского храма с развитой трапезной и колокольней. Реже строились двухэтажные кирпичные церкви-школы (Владивосток, церковь-школа «Всех Скорбящих Радости»). Происходило активное строительство храмов при различных учреждениях. Так во Владивостоке, Никольск-Уссурийске и на о. Русском сооружались «полковые» церкви, а на о. Сахалин выстроено 10 тюремных церквей. Объемы «полковых» церквей иногда были вытянутыми по горизонтали, трапезная и собственно храм объединялись в единое целое. Тюремные церкви ничем не отличались от одноглавых приходских храмов. Многообразие типологических характеристик храмовых сооружений связано как с особенностью заселения региона (развитие происходило от временных деревянных церквей и часовен к большим каменным соборам), так и установками и устройством РПЦ. 

Рассматривая методы строительства храмовых сооружений, следует отметить, что в начальном периоде возведение храмов происходило медленно. Строительство часовен и церквей проводилось силами военных. При отсутствии необходимых квалифицированных рабочих кадров часто обучение строительному ремеслу происходило непосредственно на строительной площадке. На острове Сахалин церкви строились трудом ссыльнокаторжных. С 1852 по 1917 гг. отмечены значительные изменения в способах строительства храмовых сооружений на Дальнем Востоке. В начале XX века в городских храмах, хотя и в единичных случаях, но стали применяться современные и передовые способы возведения храмов. Так, при возведении Алексеевской церкви впервые для хабаровских построек выполняли железобетонные своды, плоские железобетонные перекрытия (бетонные полы и потолки в подвалах). 

В процессе строительства главной конструктивной формой ядра храма в дальневосточном деревянном культовом зодчестве раннего периода был прямоугольный сруб (четверик) из горизонтально уложенных бревен. Бревна в углах срубов соединялись чаще всего с помощью врубки без остатка ’’в лапу’’, реже применялась врубка с остатком ’’в обло’’. В двускатном покрытии трапезной и алтаря, в шатровом покрытии использовались стропильные конструкции. Размеры храмов в небольших поселениях регламентировались. Допускалось увеличение рекомендованных размеров только при строительстве церквей в городах и крупных, динамично развивающихся поселениях. Позднее, наряду с небольшими часовнями и церквями, воздвигались огромные храмы из дерева, рассчитанные до 2000 молящихся. Так, на станции Черниговка (ст. Мучная, Приморский край) в 1898 году была построена большая церковь, конструктивной особенностью которой являлась очень высокая средняя часть, представляющая собой двойные стены из толстых бревен. В кирпичных сооружениях в среднем периоде для перекрытия пространства собственно храма использовалась крестово-купольная система (Никольская церковь в Благовещенске, Успенские соборы в Хабаровске и во Владивостоке). 

Все храмы первого периода на территории Приамурья и Приморья были построены в дереве. Дерево как строительный материал легко обрабатывалось и находилось повсюду. Эти условия предопределили его главенствующую роль как строительного материала. Наибольшее применение находили хвойные породы – ель, лиственница, сосна. Основание и все несущие конструкции церквей сооружались в большинстве своем из лиственницы. В наружной и во внутренней обшивке использовали дуб, сосну, березу. Во втором и третьем периодах при возведении церквей в качестве строительного материала использовался двухцветный кирпич (красный и серый). 

Среди большого количества разных типов храмовых построек в каждом из периодов следует выделить наиболее характерные и значимые. Так, в первом периоде были возведены: собор Николая Чудотворца в г. Николаевске-на-Амуре, церковь Николая Чудотворца и кафедральный собор в г. Благовещенске, часовня-храм Успения Пресвятой Богородицы в посту Владивосток, церковь Николая Чудотворца в с. Никольском (г. Уссурийск), церковь Святого Иннокентия в посту Хабаровка, церковь Николая Чудотворца в посту Дуэ. Компоновка планов церковных сооружений, построенных в первом периоде, являлась в большинстве одноосной схемой. Исключение составлял план кафедрального собора в г. Благовещенске, имевший вид греческого креста. Объемно-пространственные решения церковных сооружений характеризовались возвышающимся четвериком храма, к которому примыкали прямоугольная в плане апсида с восточной стороны и трапезная с прямоугольной или квадратной в плане двухъярусной колокольней с западной стороны. Завершались храмы первого периода в основном одноглавием. Единственным примером пятиглавия являлся собор Николая Чудотворца в Николаевске-на-Амуре. Объем завершения решен в виде пяти луковичных глав на восьмигранных барабанах. Композиционное решение храмов основывалось на симметричном построении центрального четверика, которое венчало одноглавие в сочетании с доминирующей вертикалью колокольни. Данный композиционный прием превалировал в строительстве дальневосточных храмов первого периода. 

Во втором периоде отмечаются следующие храмы: Никольский собор в г. Благовещенске, церковь Покрова Пресвятой Богородицы в посту Александровском, Успенский собор (1884-1886 гг. – первая очередь) и Иннокентьевская церковь в Хабаровске, Успенский собор во Владивостоке, Казанская церковь в с. Рыковском, церковь в честь Образа Спаса Нерукотворного на о. Русском м. Поспелова. В 1895 г. основан Свято-Троицкий Николаевский мужской монастырь. Планировочная схема храмов имела, как правило, симметричное продольно-осевое построение. В данный период отмечено несколько видов планировочных схем. В одноосных храмовых сооружениях прослеживались тенденции к крестообразным формам планов, в которых объем собственно храма имел квадратное основание, а удлинённой частью являлась трапезная с колокольней – так называемый латинский крест. Данная планировочная схема имела большое распространение и использовалась в Покровской церкви в ст. Игнашино; в Казанской церкви в с. Рыковском; в церкви с. Крестовоздвиженского; в церкви в честь Образа Спаса Нерукотворного на о. Русском, м. Поспелова. Тип крестообразных планов, так называемый двойной крест, наблюдался реже и характеризовался узкой трапезной, которая являлась связующим элементом между четвериком храма и широкой в плане колокольней (Покрова Пресвятой Богородицы в п. Александровском). 

В третий период православного храмостроения на юге Дальнего Востока следует выделить такие храмовые сооружения как, Алексеевская церковь в Хабаровске, Николаевский собор и Свято-Покровский храм в Никольск-Уссурийском, Вознесенская и Троицкая церкви в Благовещенске, Покровский храм и проект Первореченской церкви во Владивостоке, Свято-Покровский храм в с. Угловом, церковь на ст. Гродеково. Планировочное решение и внутренняя пространственная организация церковного здания представлены разновидностями продольного типа плана, это – крестообразный с удлинённой западной ветвью (латинский крест) и план с подчёркнутой продольной ориентацией. Контуры планов приобретали более сложный вид за счет размещения различных составных элементов церкви (приделы, крыльца, притворы). Отмечается разнообразие объёмно-пространственной композиции церквей. Активно использовались шатры над приделами, перспективные порталы, кокошники. Объемно-пространственная композиция храмов решалась в сочетании горизонтального, чаще всего крестообразного объёма и многоярусной колокольни, которая играла роль господствующего элемента (церкви на ст. Гродеково, в п. Иман, Вознесенская церковь в г. Благовещенске, пристроенная колокольня к Успенскому собору в г. Хабаровске, Николаевская церковь и Свято-Покровский храм в г. Никольск-Уссурийском). В архитектуре экипажных и полковых церквей наблюдалось продольно-осевое развитие объёма (церковь Серафима Саровского на острове Русский, храм 4-го Восточно-сибирского стрелкового полка в Никольск-Уссурийском). 
Во второй главе делается вывод о том, что государство играло регламентирующую и главенствующую роль в строительстве дальневосточных храмов. Появление в дальнейшем квалифицированных специалистов в дальневосточном регионе или использование их проектов, совершенствование строительной техники, использование новых видов конструкций положительным образом сказалось на качественном, художественном уровне храмовых построек. 

Развитие типологических характеристик храмовых сооружений исследуемого региона происходило в русле общероссийского зодчества. Со строительством многих указанных церквей третьего периода, храмовое зодчество Дальнего Востока перешло к ясным, ярким, интересным композициям. Именно в третьем периоде появился достаточно гармоничный и колоритный образ храма. 

Динамичная уравновешенность, живописность главных величественных храмовых сооружений дальневосточного региона, каноничность, органичная связь с окружающей средой – черты, сформированные столетиями в русском зодчестве, стали неотъемлемой частью и дальневосточной храмовой архитектуры.

В третьей главе «Региональная храмовая архитектура в контексте общерусского зодчества» исследуется процесс типового, повторного, и индивидуального строительства дальневосточных храмов, определяются их композиционные приёмы и стилистические решения. 
Активный процесс освоения и заселения новых дальневосточных территорий требовал неотложного обустройства стремительно растущих поселений и городов. В начальный период развития храмового зодчества на Дальнем Востоке при недостатке, а порой при отсутствии квалифицированных кадров на местах возникала необходимость применения «образцовых» проектов храмовых построек. Использование «образцовых» проектов на новых территориях жёстко регламентировалось со стороны государства. Строительство по «образцам» было единственным вариантом возведения часовен и церквей в сложившихся условиях на юге Дальнего Востока. Предписания примерно следовать типовым чертежам приводили к некоторой стандартизации в строительстве храмов. Продолжал ощущаться недостаток архитекторов, инженеров, высококвалифицированных техников. Роль «образцовых» проектов церквей иногда сводилась к примерным эталонам для выработки определённого стилевого направления в культовом строительстве. Для сельских церквей не допускалось варьирование деталей, введение новых элементов в «образцовых» проектах. Это было экономически не выгодно, поскольку замедлялось утверждение проекта и, следовательно, сдерживался процесс возведения храмовых сооружений. Некоторые храмовые сооружения возводились по типовым проектам известных столичных архитекторов. В частности, академик архитектуры А. Н. Померанцев являлся автором типовых проектов сельских деревянных церквей, по которым строились храмы в Приморском крае и ряде населенных пунктов в Амурской области (п. Богословка, с. Завидное, с. Ровное, п. Гулюковский, п. Овсянка). Повторное строительство храмов на Дальнем Востоке происходило с середины 1880-х гг., когда сооружались Успенские соборы в Хабаровске (автор гражданский инженер С.О. Бер) и во Владивостоке (автор архитектор Л. Миллер). Успенские соборы являлись своеобразными символами официальной политики в области духовного просвещения с одной стороны, и религиозных верований народа с другой стороны. По проекту арх. М. М. Осколкова построена Троицкая церковь в Благовещенске, в качестве образа для которой был принят проект церкви Богоявления Господня на Гутуевском острове в Санкт-Петербурге (1892-1897 гг., арх. В. А. Косяков). Несмотря на имеющийся ряд ограничительных установок, определенные возможности проявления творчества зодчих имелись. Рекомендуемые образцы трансформировались согласно пожеланиям заказчика, формирующимся местным традициям и художественному вкусу архитектора-исполнителя. Индивидуальное (авторское) проектирование – редкое явление в дальневосточном культовом зодчестве, представляющее особую ценность. К примеру, проект церкви Покрова Пресвятой Богородицы в посту Александровском был запроектирован архитектором И. А. Чарушиным, автором проекта Троицкого храма в Имане (г. Дальнереченск) был архитектор А. Н. Померанцев. Храм отличался ярко выраженным индивидуальным почерком архитектора. 

В 1830-1850 годах в русской архитектуре получил развитие национальный стиль, который поддерживался официальной идеологией. Ведущая роль в его развитии принадлежала профессору архитектуры К. А. Тону, который являлся автором альбомов образцовых храмов. В 1841 г. указывалось, что каменные церкви должны строиться в византийском стиле, а в качестве образцов рекомендовались чертежи проектов К. А. Тона. В 1858 г. был издан атлас проектов постройки сельских деревянных церквей. По проектам архитектора К. А. Тона строилось множество храмов по всей Российской империи. Вне всякого сомнения, влияние этого зодчего проявилось и в дальневосточной храмовой архитектуре. 

Анализируя объемно-пространственную структуру и стилистические тенденции дальневосточных церквей, сооружённых в 1870-1880-е гг. (Никольская церковь в Благовещенске, Успенские соборы в Хабаровске и Владивостоке), обнаруживаются ряд родственных черт, свойственных данному типу с группой храмов, которые строились по всей Империи: церковь Св. Мирония (1849, осв.1855 г.) в Егерском полку в Петербурге, церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы (1842, осв. 1849 г.) в Петербурге, Рождественский собор (1845, осв. 1860 г.) в Красноярске. Происходило использование характерно-образных мотивов русского средневековья: пространственно-пластическая, композиционная выразительность форм, элементов и деталей русского стиля. Вместе с тем между столичными образцами и дальневосточными церквями имелись определенные отличия в сторону упрощения и обобщения в декоративной обработке поверхностей фасадной плоскости. Храмы архитектора Тона и церкви, выстроенные по его аналогам, характеризовались ясной структурной композицией плана, лапидарностью и упрощенностью декоративных элементов (храмы Приамурского края), лаконизмом. 
Строительство храмового зодчества Приамурья, Приморья и о. Сахалин второй половины XIX – начала XX вв. происходило в период эклектики. Как в центральной России, так и на юге Дальнего Востока за небольшой временной период параллельно друг другу развивались разнообразные «стили». Тенденции стилевых направлений регионального храмового зодчества совпадают с отмеченными выше периодами. 

Первый этап строительства храмов характеризовался однообразием стилистического решения, где отмечался упрощённый русский стиль. Первые храмы небольших поселений выглядели аскетично, отличались упрощённостью архитектурных форм и декора. Это были храмы, напоминающие небольшие крестьянские избы без всякого декора. В архитектуре городских соборов и приходских церквей присутствовала усложнённость форм, а также разнообразие декора (Николаевская церковь (1858-1859 гг.), кафедральный собор Благовещения Пресвятой Богородицы (1864 г.) в Благовещенске). Интересен по своей стилистике собор в Николаевске-на-Амуре, в архитектуре которого имеются мотивы русского стиля. «Русские» мотивы наблюдались в завершении колокольни храма, где имелась восьмигранная призма, в основании которой находились полукруглые возвышенные арки. В провинциальных городах и на окраинах Российской империи в период с 1856 по 1878 г. ещё использовалась классицистическая «образцовая» архитектура. Дальневосточное храмовое зодчество раннего периода формировалось на основе «типовых» проектов, которые отражали приёмы именно классицистических традиций и историзма. 

В дальнейшем строительство православных храмов юга Дальнего Востока характеризуется некоторым разнообразием «стилей» русского и русско-византийского. В культовом зодчестве юга Дальнего Востока можно отметить незначительный отголосок классицистических традиций. Так в 1880-ых – 1900-х гг. в некоторых небольших дальневосточных поселениях церкви строились в русле классицистических традиций (церковь в п. Хор, церковь Казанской Божией Матери в с. Рыковском), однако подобные постройки возводись в ограниченном количестве. 
Необходимо также отметить деревянные храмы с каменными фундаментами в Амурской области и в Приморском крае. В указанной группе церквей отмечается русский «стиль» и его романтически-фольклорное направление (храмы в п. Игнатьевском, с. Константиноградовке, п. Аркадьево-Семеновском, с. Никольском, станице Надежденской (Амурская область), с. Маргаритовке, с. Крестовоздвиженском (Приморский край). К данной группе также относятся церкви-школы в Благовещенске и на Михайловском винокуренном заводе, храмы в с. Космодамиановском и станице Черняево. На некоторые постройки (церковь в селе Константиноградовке, церковь-школа на Михайловском винокуренном заводе) повлияло и «ропетовское» стилевое направление. В группе этих храмов прочитывалось разнообразие деревянной резьбы на карнизах и оконных наличниках, на коньках крыльцев. Обязательное применение шатров и устройство на них люкарн (церковь в Черняево, типовой проект 1911 г. для Амурской обл.), использование пилястров и восьмиугольных окон второго яруса (церковь в Черняево), а также применение щипцов и ажурной резьбы – все это свидетельствовало об активном применении русского стиля в дальневосточной архитектуре. 

Характерные стилистические черты романтически-фольклорного направления русского ’’стиля’’ ярко выражены и в других деревянных церковных сооружениях региона: церковь в честь Образа Спаса Нерукотворного на острове Русском, в Иннокентьевском храме Свято-Троицкого Николаевского мужского монастыря. В указанных храмах воссоздавались мотивы «ропетовской» архитектуры и русского деревянного зодчества: крыльца, оформленные килевидными покрытиями, имели резные столбики; ажурная резьба карнизного пояса; богато украшенные резные наличники. 

В дальневосточных православных храмовых сооружениях последних двух десятилетий XIX – начала XX веков наблюдается превалирование русского и русско-византийского ’’стилей’’. Для ряда кирпичных храмов Приамурского края стилем-прототипом являлся стиль «русского узорочья». Однако в не простых, суровых социально-экономических и политических условиях храмы в указанном стиле имели строгий и лаконичный вид. Одним из ярких примеров являлся Успенский собор (1884-1886, 1906 гг., арх., гражданский инженер С.О. Бер) в Хабаровске. Элементы русского стиля прочитывались в шатровых завершениях собора с полукруглыми кокошниками, по фасадной плоскости имелись одинарные и сдвоенные пилястры, ленточным обрамлением оформлялись оконные проемы, хорошо прочитывалась развитая горизонталь карниза. 

Стиль «русского узорочья» позднее отразился в ряде храмов приморских сел: Угловое (Свято-Покровская церковь (1900 г.), Раздольное (церковь во имя Казанской иконы Богоматери (1887г.), Алексеевка (церковь в честь преподобного Тихона Калужского (1916 гг.). В указанных храмах наблюдались достаточно крупные, обобщенные членения объемов. Вариант «русского узорочья» представлен сооружениями, которые имели более насыщенную пластику фасадов, обилие декоративных элементов, живописные силуэты. Направление «русского узорочья» отчетливо раскрывалось в хабаровской Иннокентьевской церкви (1897-1898 гг.), в Вознесенской церкви Благовещенска (1898 г.). Русский «стиль» (или «русское узорочье») прекрасно отразился в Евсеиевской церкви Архиерейского подворья на станции Седанка, в часовне поста Александровского (1893-1894 гг.), в Алексеевской церкви (1907-1912 гг.) Хабаровска. Во многих из указанных сооружений в отделке также активно применялся как красный, так и серый кирпич. Обилие килевидных очертаний, обрамлявших оконные проемы, килевидные силуэты в портальной группе и в ярусах звонов колоколен – все это придавало выразительность данным сооружениям. 
Установки и регламентация в строительстве храмовых сооружений делали неизбежным обращение архитекторов рассматриваемого периода к традиции русской архитектуры XVI – XVII вв. Источником для местных архитекторов служило творчество петербургских зодчих, имеющиеся образцы проектов храмов столичных архитекторов, а иногда местные храмы, ранее построенные по столичным образцам. Примером данной интерпретации являлся Покровский храм во Владивостоке, который возвели по подобию благовещенской Вознесенской церкви, однако в нем наблюдались изменения в пропорциях и декоре (массивные, рустованные пилястры). 

Русский «стиль» отразился в Свято-Покровском храме (1914 г.), в Николаевском соборе (1894-1901гг., военный инженер В.И. Жигалковский) в Никольск-Уссурийском, в благовещенском Троицком храме. Неорусский стиль является в русской архитектуре наиболее выразительным стилевым направлением начала XX, в Приамурском крае представлен в единичном экземпляре. Церковь в Гродеково свидетельствовала о характерно-образных формах архитектуры русского средневековья, в ней прочитывалось пространственно-пластическая, композиционная выразительность объемов, элементов, деталей. В указанной церкви наблюдалась подчеркнутая пластичность форм, богатый колорит и крупномасштабность, выразительный орнамент, где отчетливо прослеживалась связь с псковско-новгородским и владимиро-суздальским зодчеством. 

Исторический ретроспективизм в русле византийского стиля прочитывается в проекте Первореченской церкви (1910 г.) во Владивостоке: пластичность силуэта, мощные округлые формы, полусферические купола, опирающиеся на венец арочного пояса, полукупола над апсидой и притворами, спаренные оконные проемы, монументальность всего сооружения. 

В так называемой «военной» или «гарнизонной» храмовой архитектуре отмечается эклектика с преобладанием мотивов русского «стиля», но в большей степени на архитектуру дальневосточных экипажных и полковых церквей повлиял кирпичный «стиль». Именно казармы выстраивались одноэтажными, с развитой горизонталью, в них отмечались строгость и простота, определенный аскетизм, минимум декора. Указанные черты приобретала и «гарнизонная» храмовая архитектура. В отличие от соборных и приходских каменных храмов полковые церкви являлись одноярусными, причем высота яруса (от невысокого цоколя до карнизной линии) была не более 3,5 метра. Подчеркнутое горизонтальное развитие сооружения, членение пилястрами фасадной плоскости, колонны во внутреннем объеме храма, делящие пространство на три нефа (Серафимовский храм, о. Русский), а также подобие портиков на западном фасаде (храм 4 Восточносибирского полка) свидетельствует о классицистических традициях эклектики. 

Дальневосточное храмовое зодчество второй половины XIX – начала XX вв. характеризуется развитием русского, византийского, русско-византийского, неорусского «стилей». Процессы стилеобразования, которые происходили в Империи, отразились и на дальневосточной окраине, хотя с некоторым запозданием. В региональной храмовой архитектуре постройки в неорусском стиле были редким явлением, а храмы в стиле модерн вообще отсутствовали. 

Византийское направление ярко отразилось в Троицком храме в Имане (арх. А. Н. Померанцев). Указанная церковь характеризуется определенной скупостью декоративных средств, строгой простотой и ясностью форм, предельно лаконичными, массивными объемами, цельностью композиции. Массивный шлемовидный центральный купол, полукруглые ниши. Структурная пластика фасада сооружения отражает композиционный строй и декоративные элементы византийского зодчества. 

Национально-романтическое направление эклектики отразилось в церкви Покрова Пресвятой Богородицы в п. Александровском (арх. И.А. Чарушин) и в храме для переселенческих поселков в Сибири (арх. А. Н. Померанцев). В них подчеркнуто использовались конструкции бревенчатого сруба. Храм для переселенческих поселков в Сибири имел упрощенные объемные формы, геометрический схематизм, минимум декоративных элементов, изысканную сдержанность. Живописным силуэтом и богатой виртуозной пластикой деталей отличается Покровский храм, в котором активно проявилось национально-романтическое, фольклорное направление эклектики. Его композиция построена на «многослойности». Пространственно-силуэтные элементы в виде шатров с бочками, шатров со щипцами, вытянутая крещатая бочка над центральной частью храма, ажурные крыльца на резных столбиках, а также подчеркнутое применение сруба в сочетании с изящной резьбой – все эти элементы придают храму колоритность и гармоничность. 

Формирование регионального храмового зодчества происходило в сложный и интересный период развития русской архитектуры второй половины XIX – начала XX веков. Хотя активная архитектурная жизнь была сосредоточена в Петербурге и Москве, однако сказывалось влияние общих процессов, которые происходили с некоторым замедлением и на дальневосточной окраине. 

Таким образом, следует сделать вывод о том, что стилистические решения храмов на Дальнем Востоке в середине XIX в., хотя и проявлялись в русле общерусских тенденций (преобладал русский стиль), но были крайне упрощены, примитизированы. В начале XX в. дальневосточное храмовое зодчество стало характеризоваться определенным разнообразием стилистических решений. Как и в столичных городах Империи, главенствующую роль занимало национальное направление – русско-византийский, русский "стили”. В этот период появляются постройки в византийском и единичный храм в неорусском стиле (церковь в Гродеково). В целом архитектура православных храмов юга Дальнего Востока характеризовалась общими стилистическими тенденциями, происходящими как в соседних регионах (Сибирь), так и в европейской части российской Империи. 

Основные выводы 
1. Высокая динамичность процесса освоения новых территорий в основном православным населением, с одной стороны, и государственные идеологические установки с другой, обусловили активное развитие храмового зодчества Приамурья и Приморья. Исследованием выявлено 255 храмовых сооружений, из них проанализированы 42 наиболее значимых храма. 
2. В диссертации выявлено, что, как и в Центральной России, церкви региона возводились в традициях русского градостроительства и к концу XIX века на новых приграничных окраинах России они стали играть роль силуэтных и высотных ориентиров в архитектурной среде поселений. Особенно ярко немногочисленные храмы читались в пристанционных поселках и в небольших поселениях, «работали» на разные точки восприятия, транслировали политические и идеологические установки, столь необходимые на новых приграничных территориях. В конце XIX века большое количество полковых церквей строилось в Никольск - Уссурийском, во Владивостоке и в его пригородах, на территориях военно-морских частей и штабов. Многочисленные небольшие полковые храмы являлись локальными акцентирующими объектами. На Дальневосточных окраинах, как и в Центральной России, вблизи небольших железнодорожных станций формировались композиционные группы: вокзал – площадь – храм – школа, которые символизировали тесную взаимосвязь светского и церковного начал. 
3. В соответствии с предлагаемой в работе периодизацией проанализированы основные объемно-пространственные и композиционные приемы построения церквей. В планировке исследуемых храмов нашли отражение приемы продольно-осевого и центричного храмов. 
Первый период (1850-1879 гг.) – возведенные храмы в большинстве характеризовались одноосной схемой компоновки плана, объем четверика в виде простого параллелепипеда или куба, который завершался в основном одноглавием, в виде шатра или главкой на барабане. Колокольни большинства церквей имели доминирующее вертикальное развитие, относительно завершения собственно храма, венчались как шатрами, так и главками. 
Во втором периоде (1880-1899 гг.) отмечено строительство одноосных церковных сооружений, где прослеживались тенденции к крестообразным формам планов (латинский крест и двойной крест). Для данного периода характерно преобладание шатрового завершения как над собственно храмовыми объёмами, так и над колокольнями. 
Третий период (1900-1917 гг.) отличался разнообразием типологических схем планов. В указанном этапе строились крестово-купольные храмы, которые характеризовались компактным центральным четвериком, пятиглавым завершением, многоярусной колокольней. Объемно-пространственная композиция церквей стала разнообразней и ярче в архитектурно-художественном решении. 
Основные объемно-пространственные и композиционные приемы построения церквей соответствовали тем же приемам и направлениям, что и в центральной части России, а также в сибирском регионе. 
4. Со строительством многих исследуемых церквей третьего периода (1900-1917 гг.) храмовое зодчество Дальнего Востока перешло к ясным, ярким и интересным композициям. В пропорциях и декоре исследуемые церкви не выделялись от архитектуры других областей России. Приток квалифицированных специалистов на Дальний Восток России в конце XIX – начале XX вв., совершенствование строительной техники, использование новых видов конструкций – все это позитивным образом отразилось на качественном, художественном уровне храмовых построек. 
5. Что касается стилистики храмовой архитектуры Дальнего Востока, то в первом периоде (1850-1879 гг.) отмечается однообразие стилистических решений и примитивизм (провинциальный классицизм, упрощенный русский «стиль»). Во втором периоде (1880-1899 гг.) ярко проявляется «русское узорочье», а также романтически-фольклорное направление русского стиля. В третьем периоде (1900-1917 гг.) стилистика храмовых сооружений была самой разнообразной и варьировалась от «русского узорочья» к архитектуре русского, русско-византийского, византийского стилей, с небольшим вкраплением неорусского стиля (единичная постройка - церковь в Гродеково). Архитектура православных храмов Приморья и Приамурья характеризовалась общими стилистическими тенденциями, происходящими в европейской части российской Империи.

Примечания:

1.     Проект реставрации Иннокентьевской церкви в Хабаровске (1994г.), автор профессор Крадин Н.П.

2.     Гинс Г.К. Переселение и колонизация. Спб.1913, вып. 2. С.4

3.     Согласно архивным данным часовни часто именовались церквями, поэтому в данной статистике учитывались как церкви, так и часовни. Данные о храмах и монастырях имеются в приложении настоящего исследования.

4.     РГИА ДВ. Ф. 1, оп. 1 д. 5993, л. 5 - 10.//Правила об обеспечении и устройстве духовенства в Приамурском крае.

5.     Без учёта домовых церквей.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

Издания, входящие в Перечень, утверждённый ВАК Минобразования России: 
1. Объемно-пространственная структура дальневосточных храмов конца XIX – начала XX вв. / Вестник Волгоградского государственного архитектурно-строительного университета. Сер.: Строительство и архитектура 2007. Вып. 7 (26). С.189-195.

Другие публикации: 
2. Формирование культовой архитектуры в Приамурье и Приморье (вторая половина XIX – начало XX вв.)/ Духовная жизнь на Дальнем Востоке России: материалы региональной научно-практической конференции посвященной 2000-летию Христианства. Хабаровск: Издат. Дом «Частная коллекция», 2000. С. 290-293. 
3. Культовые постройки на Дальнем Востоке И.А. Чарушина и А.Н. Померанцева./ Третьи Гродековские чтения: Материалы региональной науч.- практ. конф. «Дальний Восток России: исторический опыт и современные проблемы заселения и освоения территорий»/ Под редакцией д.и.н. Н.И. Дубининой. – Хабаровск: ДВГНБ, 2001. С. 253-256. 
4. Архитектурные особенности церквей Дальнего Востока, возведенных во второй половине XIX- начале XX вв. / Россия и Китай на дальневосточных рубежах. 3/ Амурский гос. ун-т. Благовещенск, 2002. С.168-172. 
5. Культовое строительство на Дальнем Востоке России в 1870-1890-е гг. /Новые идеи нового века: Международная научная конференция аспирантов и студентов института архитектуры и строительства ХГТУ./ Хабар. Гос. Техн. ун-т.- Хабаровск: Изд-во Хабар. Гос. Техн. ун-та, 2002. С. 92-96. 
6. Православное храмостроительство на Дальнем Востоке России в период прокладки железнодорожной магистрали/ Научно-техническое и экономическое сотрудничество стран АТР в XXI веке: Труды Третьей Международной научной конференции творческой молодежи, 15-17 апреля 2003 г. – Хабаровск: Изд-во ДВГУПС 2003.- т. 2.С. 93-96. 
7. Рациональный кирпичный «стиль» и храмовая архитектура Дальнего Востока/ Новые идеи нового века 2006: материалы шестой международной научной конференции ИАС ТОГУ/ Тихоокеанский государственный университет. – Хабаровск: Издательство Тихоокеанского гос. ун-та, 2006. С. 205-213. 
8. Особенности объемных композиций Троицкой церкви в Благовещенске и Николаевского собора в Никольск-Уссурийском./ Новые идеи нового века 2007: материалы седьмой международной научной конференции ИАС ТОГУ/ Тихоокеанский государственный университет. – Хабаровск: Издательство Тихоокеанского гос. ун-та, 2007. С. 193-199. 
9. Композиционные приемы размещения храмов в структуре дальневосточных поселений (вторая половина XIX – начало XX века) / Вестник ТОГУ. 2008, № 3 (10). С.211-219. 
10. Стилистика храмов и региональные черты культового зодчества/Дальний Восток: проблемы развития архитектурно-строительного комплекса: материалы региональной научно-практической конференции. – Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. Гос. ун-та, 2008. – Вып. 10. – (Научные чтения памяти профессора Даниловского). С. 65-70. 
11. Повторное и ’’образцовое’’ строительство в Дальневосточном культовом зодчестве середины XIX – начала XX вв. Уральские Бирюковские чтения: сб. науч. и научно-популярных статей/науч. ред. проф. С. С. Загребин. – Вып.5. Историко-культурное наследие российских регионов. Часть II. – Челябинск. 2008. С. 198-215. 
12. Композиционные приемы в размещении храмов в структуре поселения в период с 1898 по 1917 гг./ Новые идеи нового века 2008: материалы восьмой международной научной конференции ИАС ТОГУ/ Тихоокеанский государственный университет. – Хабаровск: Изд-во Тихоокеанского гос. ун-та, 2008. С. 272-276. 
13. Планировочные и объемно-пространственные решения Дальневосточных храмов в период с 1852 по 1878 годы /Новые идеи нового века 2008: материалы восьмой международной научной конференции ИАС ТОГУ/ Тихоокеанский государственный университет. – Хабаровск: Изд-во Тихоокеанского гос. ун-та, 2008. 
С. 277-282. 
14. Влияние творчества архитектора К.А. Тона на православное культовое зодчество Дальнего Востока./Новые идеи нового века 2009: материалы девятой международной научной конференции ИАС ТОГУ/ Тихоокеанский государственный университет. Хабаровск: Изд-во Тихоокеанского гос. ун-та, 2009. С. 125-132. 
15. Социально-культурные факторы в развитии дальневосточной культовой архитектуры/Дальний Восток: проблемы развития архитектурно-строительного комплекса: материалы региональной научно-практической конференции. – Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. Гос. ун-та, 2010. – Вып. 11. С. 272-276. 
16. Исторические предпосылки формирования культового зодчества на юге Дальнего Востока России. /Новые идеи нового века – 2011: материалы Одиннадцатой международной научной конференции ИАС ТОГУ=The new Ideas of New Century – 2011: The Eleven International Scentific Conference Proceedings of IACE PNU: В 2 т. / Тихоокеанский государственный университет. – Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2011. – Т.1. С. 96-115.