
Гл. ред. и сост. А. Ю. Казарян. — М.- СПб.: Нестор-История, 2016. — 296 с.
Л. Г. Хрушкова
ВИЗАНТИЙСКАЯ АРХИТЕКТУРА ХЕРСОНЕСА ТАВРИЧЕСКОГО: ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ, МЕТОДЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ
Началом исследования ранневизантийской архитектуры Херсонеса Таврического считается 1827 г. Сейчас известно около 20 памятников, почти все они были открыты в конце XIX — начале XX в. Исследование истории изучения этого древнего города убеждает в том, что книга А. Л. Якобсона (1959 г.) является единственной, в которой в комплексе рассмотрены архитектура, мрамор и мозаики. Обосновывается, что в постсоветское время возобладал «предметоцентричный» подход: анализируется не архитектура, а фрагменты керамики и монеты. В отношении большой коллекции мраморных изделий из проконнесских мастерских наблюдается нигилизм: их значение для датировки памятников полностью отрицается.
Ключевые слова: Крым, Херсонес Таврический, византийская архитектура, базилики, епископская базилика, стратиграфический метод, история изучения
В. В. Карпов
АНТУАН-КРИЗОСТОМ КАТРМЕР-ДЕ-КЕНСИ: ТИП
Продолжая ренессансно-классическую традицию использования естественной истории в объяснении архитектуры, неоклассическая эпоха, перенося действие законов природы и естественной эволюции на общественное развитие, связывает развитие архитектуры с историческим развитием общества. Разработанная эпохой Просвещения система законов, выступающая посредником между физической природой и человеческой цивилизацией, определяющая и контролирующая культурно-историческое развитие в целом, становится основой для осознания идеи типа в архитектуре. Исторически, философски, художественно и методически осмысливая опыт предшествующих эпох, А.-К. Катрмер-де-Кенси предлагает в Encyclopédie méthodique (1788–1825) и в Dictionnaire historique d’architecture (1832) первое в истории архитектуры определение понятия типа. Очевидно, опираясь на теории М.-А. Ложье в архитектуре и И. И. Винкельмана в искусстве, он рассматривает тип как универсальную, синтетическую категорию, с учетом характерной для эпохи трактовки антропологических, исторических и естественно-научных аспектов и во взаимосвязи с такими понятиями, как имитация, конвенция, модель, характер. Тип трактуется одновременно инструментом создания архитектурного и художественного произведений, и дескриптивно-аналитическим средством историко-теоретического объяснения и изучения искусства и архитектуры.
Ключевые слова: Альберти, архитектура, Винкельман, Витрувий, имитация, Катрмер-де-Кенси, конвенция, Ложье, модель, Пантеон, примитивная хижина, скульптура, тип, характер
Н. В. Кожар
ПРОБЛЕМЫ АНТИЧНОСТИ И СРЕДНЕВЕКОВЬЯ В ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ ИОГАННА ВОЛЬФГАНГА ФОН ГЁТЕ
В статье представлен анализ основных положений художественной концепции Гёте, определен его вклад в архитектурную теорию конца XVIII — начала XIX вв. Проанализированы причины изменения отношения к античности и средневековью, отраженные в основных публикациях поэта. Впервые анализируется статья «Зодчество» (1795). Показано, что поэт не только одним из первых связал воедино архитектурные и философские исследования, но и высказал ряд предположений, предвосхитивших архитектурную мысль современности.
Ключевые слова: Гёте, архитектурная теория, классицизм, готика, немецкое зодчество
И. А. Бондаренко
К ВОПРОСУ О СИМВОЛИКЕ РИМСКОГО ПАНТЕОНА
Своим монументальным куполом Пантеон, казалось бы, со всей определенностью демонстрирует приверженность древних римлян к сферической модели Вселенной, принятой большинством античных философов. В то же время, как показывает анализ, создатели Пантеона ограничились возведением полусферы над цилиндрическим поясом, включающим зону вращения зодиакальных созвездий и семи «блуждающих светил», ассоциировавшихся с богами. Южное полушарие, таким образом, умозрительно заглублено в землю. Поверхность Земли при этом плоская. Она приходится примерно на уровень южного тропика (Козерога). Это вовсе не отвечает античным представлениям о шарообразности Земли. Интерьер Пантеона являет собой огромную пещеру внутри горы, поверхность которой и есть небесная твердь. Такой образ мировой горы-неба восходит к древнейшим космологическим воззрениям человечества, предопределившим строительство шалашей, юрт, купольных и шатровых храмов и гробниц. Земля здесь оказывается днищем Вселенной. Вспоминаются сказания о яйце, из нижней половины которого возникла земля, а из верхней — небо. Уровень пола Пантеона соответствует, очевидно, высоте суши, приподнятой над водами океана, заполнившими емкость южного полушария. Напрашивается вывод о том, что, создавая храм всех богов, римляне не стремились к воспроизведению сложившейся к тому времени относительно реалистической картины мира, они решили лишь в небывалом масштабе, с имперским размахом воплотить освященную авторитетом глубокой древности универсальную модель геоцентрической Вселенной.
Ключевые слова: древнеримская архитектура, Пантеон, купол, символическое значение, картина мира
Д. А. Карелин
АРХИТЕКТУРА PRINCIPIA РИМСКИХ КРЕПОСТЕЙ ЭПОХИ ДИОКЛЕТИАНА И КУЛЬТ ИМПЕРАТОРА
Principia — это центральное и наиболее значимое здание римской крепости, где, как правило, находилась капелла штандартов, покровителя крепости и культа римского императора. Цель статьи — рассмотреть архитектурные черты этих памятников, связанные с ростом значения культа римского императора во второй половине III века. Безусловно, этот процесс начался еще до эпохи Диоклетиана, однако наиболее яркие архитектурные памятники появились именно во время его правления. В связи с этим наибольшее внимание привлекают две principia, построенные при Диоклетиане в Луксоре и Пальмире.
Ключевые слова: principia, доминат, тетрархия, культ римского императора, Диоклетиан, калибе
С. В. Айвазян, А. Г. Бадишян
КОНСТРУКЦИЯ РАСКАЧИВАНИЯ КОЛОННЫ ТАТЕВА
Исследование посвящено уникальному памятнику мемориальной архитектуры средневековой Армении. Это так называемый Гавазан (906 г.), или качающаяся колонна Татевского монастыря, которой свойственна способность раскачивания. Статья содержит теоретические рассуждения и математические расчеты механизма раскачивания исследуемой колонны, основанные на замерах авторов в ходе изучения памятника в 1987 и 2015 гг. Данная попытка обращения к этому вопросу является наиболее полным и доказательным исследованием, в результате которого удалось установить, что колонна раскачивалась в одной плоскости, и вычислить параметры раскачивания. Определен центр тяжести колонны и сделаны новые предположения о форме основания колонны.
Ключевые слова: монастырь Татев, мемориальная колонна, конструкция раскачивания, хачкар
Д. Н. Воробьева
АРХИТЕКТУРА СКАЛЬНОГО ХРАМА КАЙЛАСАНАТХА В ЭЛЛОРЕ. ЮЖНОИНДИЙСКИЕ ПРОТОТИПЫ
Храм Кайласанатха в Эллоре, высеченный из массива скалы в VIII в. в Центральной Индии династией Раштракута североиндийского происхождения, несет на себе очевидные черты южноиндийского стиля. В его плане, архитектурных деталях, размещении декора и характере скульптуры ясно видны прототипы: ратхи Мамаллапурама, храмы Паттадакаля и Канчипурама. Однако сам памятник является уникальным творением, единственным в своем роде в мировой архитектуре. Очевидные черты дравидийского стиля сочетаются в нем с североиндийскими элементами, что обусловлено не столько эстетическими, сколько политическими причинами. Архитектура и скульптура памятника несет в себе отпечаток исторических событий. Этим объясняется сложная комбинаторика стилей и грандиозные масштабы комплекса.
Ключевые слова: Эллора, Кайласанатха, архитектура Индии, дравидийский стиль, индуистская архитектура
Е. И. Кононенко
РОЛЬ КУЛЛИЕ В ПЛАНИРОВКЕ РАННЕОСМАНСКОЙ БУРСЫ
Куллие — османские благотворительные комплексы, включавшие мечети, медресе, библиотеки, дервишские обители, больницы, столовые, бани, акведуки. Благодаря необходимой инфраструктуре градообразующая функция куллие закрепляется в названиях возникающих вокруг них городских районов. Превращение куллие в центр городских районов происходит в первой османской столице — Бурсе. Здесь можно проследить, как именно благодаря строительству куллие город целенаправленно развивается вдоль террасы на склоне Улудага. В середине XIV в. куллие Орхание отмечает новый центр османского города. Позже куллие Худавендигар и Йилдырым маркировали западную и восточную границы города и в свою очередь стали центрами возникших вокруг них окраинных кварталов. В первой четверти XV в. на верхней террасе возникли куллие Йешил и Мурадие, также ставшие центрами городских районов и предопределившие застройку Бурсы в восточном и западном направлениях.
Ключевые слова: куллие, мечеть, религиозно-социальные комплексы, градостроение, Турция, Османская архитектура, вакф, имарет, благотворительность
Г. В. Шевцова
ПРОСТРАНСТВЕННАЯ КОНСТРУКЦИЯ КАК ОДИН ИЗ ВЕДУЩИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ГЕНЕЗИСА ДЕРЕВЯННЫХ ХРАМОВ
В статье исследуется роль пространственной конструкции как наиболее устойчивой к временным и стилевым изменениям архитектурной составляющей деревянных построек. Это позволяет признать пространственную конструкцию одним из ведущих показателей генезиса (истоков, путей формирования и архитектурных взаимовлияний) деревянных храмов. Термин «пространственная конструкция» при этом понимается как неразрывное сочетание объемной формы и объемно-конструктивного решения деревянной постройки. В статье используется оригинальный архитектурно-реставрационный опыт выявления генезиса деревянных построек, освоенный автором во время работы в университетах Японии. Основное внимание уделено сравнительному анализу примеров срубных пространственных конструкций украинского, русского, западнославянского и закавказского деревянного культового зодчества. В результате вырисовывается отличная от общепринятой картина общности истоков и путей формирования архитектуры деревянных храмов данных регионов.
Ключевые слова: пространственная конструкция, генезис, деревянный храм, формирование, взаимовлияние архитектурных традиций
Л. Фиумара
ЗАЧАТКИ ОРГАНИЧЕСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ В ТВОРЧЕСТВЕ МИКЕЛАНДЖЕЛО И БОРРОМИНИ
Принципы органической архитектуры, которая официально родилась в начале ХХ века, при более внимательном рассмотрении появляются уже в конце Возрождения и в Барокко, особенно в творчестве Микеланджело и Борромини. У Микеланджело впервые возникает стремление к тому, чтобы выявлять скрытые силы и потоки движения, действующие в архитектуре, с помощью таких необычных решений, как колонны, заглубленные в стенах вестибюля библиотеки Лауренциана, и подвижная форма лестницы в том же вестибюле. Деформация классических элементов исходя из ощущения сил и движения становится ключевым аспектом архитектуры Франческо Борромини. У Борромини несколько принципов органического подхода, например создание форм на основе законов природы и исходя из изучения функциональных процессов, становятся полностью сознательными. Причину этого раннего появления зачатков органической архитектуры можно найти в отношении между таким направлением и развитием сознательной человеческой индивидуальности начиная с Возрождения.
Kлючевые слова: органическaя архитектурa, Микеланджело, Борромини, Гауди, Штайнер, Возрождениe; барокко
Ю. Г. Клименко
АРХИТЕКТУРНЫЕ УВРАЖИ Ж.-Ш. КРАФФТА КАК ИСТОЧНИК ФРАНЦУЗСКОГО НЕОКЛАССИЦИЗМА (К 250-ЛЕТИЮ ИЗДАТЕЛЯ)
Имя Ж.-Ш. Краффта (1764–1833), талантливого архитектора, строителя, теоретика, инженера, конструктора и графика, широко известно благодаря его издательской деятельности. Он опубликовал десятки трудов по архитектуре и строительному искусству. Значительная часть его увражей была переведена на другие языки и выдержала многочисленные переиздания. Ж.-Ш. Краффт знакомил своих читателей с лучшими архитектурными проектами и постройками, созданными в период расцвета французского неоклассицизма и в последующие эпохи. Учитывая утрату многих из этих архитектурных произведений, интерес к его изданиям, содержащим проектные и фиксационные чертежи, со временем лишь возрастает. Достаточно сказать, что ни одно научное издание по истории французской архитектуры века Просвещения не обходится без чертежей Ж.-Ш. Краффта. Широкое распространение его увражей оказывало значительное влияние на вкусы заказчиков и их исполнителей. Очевидно влияние этих идей и на российскую архитектурную школу в период активного усадебного строительства. Предлагаемая читателю научная статья — первое русскоязычное исследование, посвященное анализу издательской деятельности Ж.-Ш. Краффта, приуроченное к 250-летнему юбилею архитектора.
Ключевые слова: французский неоклассицизм, ампир, архитектурные увражи, московский классицизм
А. Н. Яковлев
РОБЕР ДЕ КОТТ И РУССКАЯ АРХИТЕКТУРА XVIII ВЕКА. О ПРОТОТИПАХ ЗДАНИЯ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ В ПЕТЕРБУРГЕ
Статья посвящена некоторым аспектам творчества французского архитектора Робера де Котта — ученика и последователя Ж. А. Мансара, а также возможным влияниям его произведений на зарождение классицизма в России. В центре внимания автора — проблема прототипов здания Академии художеств в Петербурге. Автор старается убедительно доказать, что одним из прототипов был проект фасада дворца Буэнретиро, выполненный де Коттом. Влияние другой постройки архитектора — виллы Попельсдорф на Россию хотя и возможно, но трудно доказуемо.
Ключевые слова: классицизм, рококо, Франция, Санкт-Петербург, де Котт Робер, Деламот Жан-Батист Мишель, Клокоринов Александр Федорович, Академия художеств, Буэнретиро, Поппельсдорф
О. В. Линникова
CИНТЕЗ ГОТИЧЕСКИХ РЕМИНИСЦЕНЦИЙ И ЭЛЕМЕНТОВ ИНДИЙСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ В СТИЛЕ МОГОЛОВ В АРХИТЕКТУРЕ ВОРОНЦОВСКОГО ДВОРЦА
В статье показан синтез готических реминисценций с элементами индийской архитектуры в стиле Моголов на примере Воронцовского дворца. Выявлена логическая цепь зарождения хинди стиля в творчестве автора проекта дворца в Алупке Э. Блора и других английских архитекторов: Г. Дэнса Младшего, С. П. Кокерелла, Х. Рептона, Д. Нэша. Приведены неизвестные в отечественном искусствоведении примеры усадебной архитектуры Великобритании, где был использован стиль Моголов: имение У. Хейстингса в Дейлсфорде, усадьба Сезинкот в Глостершире и др. — и рассматривается их влияние на архитектуру Алупкинского дворца. Анализ ряда культурологических аспектов, связанных с большим интересом к индийской культуре в английском обществе, а также анализ творчества ландшафтных пейзажистов У. Ходжеса, Т. Дэнилл, У. Дэнилл, ставших пионерами индийского возрождения у себя на родине, помогли выявить ряд архитектурных и живописных образов, повлиявших на стилистический выбор Э. Блора при создании проекта Воронцовского дворца.
Ключевые слова: дворцовая архитектура Крыма, Алупкинский дворец, эклектика, неостили
Л. М. Садовски
АРХИТЕКТУРА ЦИНДАО. НЕМЕЦКИЙ ГОРОД В КИТАЕ (1898–1914)
Город Циндао, основанный в 1898 г., стал одним из самых интересных примеров западной (немецкой) архитектуры в Китае. До 1914 г. немцы создавали современный город с типичной европейской инфраструктурой: административные здания, резиденции, многоквартирные дома, церкви, казармы. Постройки проектировались немецкими архитекторами, в основном в «Вильгельмовском» стиле. Тевтонский стиль, романика, немецкая неоготика и неоренессанс составляли образ «малой Родины». Это также свидетельствует о доминировании немцев на побережье Желтого моря. Город никогда не разрушался, и в нынешнем Китае это один из великолепных образцов архитектуры «порта, открытого по договору для внешней торговли».
Ключевые слова: Китай, немецкая архитектура, открытый для внешней торговли порт, колониальная архитектура
А. Суморок
ДВОРЕЦ КУЛЬТУРЫ И НАУКИ. ПОЛЬСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТАЛИНСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ
Статья посвящена Дворцу культуры и науки — единственному небоскребу советского типа, построенному в 1950-е гг. в Центрально-Восточной Европе. Это был «дар» Советского Союза, приведший к далеко идущим изменениям в городском ландшафте Варшавы. Сейчас Дворец является частью польского культурного пространства и истории. Постройка полна внутренних противоречий на разных, труднооценимых семантических уровнях. В статье подчеркивается польский вклад в процесс строительства. Несмотря на то, что Дворец был спроектирован российскими архитекторами и построен российскими инженерами и строителями, польский вклад в постройку не может игнорироваться. С одной стороны, мы имеем дело с привнесенным зданием в духе социалистического реализма. С другой, здание часто воспринимается “польским”.
Ключевые слова: Сталинская архитектура, социалистический реализм, небоскреб, Варшава
А. Д. Бархин
АР-ДЕКО И ИСТОРИЗМ В АРХИТЕКТУРЕ МОСКОВСКИХ ВЫСОТНЫХ ЗДАНИЙ
Московские высотные здания, как и Дворец Советов, задуманный высотным рекордсменом мира, воплощали в себе дух соперничества с архитектурными достижениями США. И именно потому фасадные приемы высоток были призваны конкурировать не только с национальным наследием, но с мировым. Высотные здания Нью-Йорка и Чикаго не могли не вдохновлять. Создатели московских высоток, опираясь на опыт американских башен, в первую очередь в историзме, стремились создать нечто новое, уникальное в мировом контексте и преуспели в этом. Ступенчатые ризалиты и плоские пилястры высотного здания на площади Восстания были решениями, уже отработанными в небоскребах США. Однако послевоенная архитектура обретает в ордере и ниспадающем силуэте церкви Вознесения в Коломенском прекрасный и необходимый эпохе патриотический образец. Так симбиоз разных традиций: мотивов допетровской Руси и неоклассических элементов, а также ребристости и уступчатости небоскребов 1920–1930-х — сформировал стиль послевоенных высотных зданий.
Ключевые слова: ар-деко, московские высотные здания, «сталинский ампир», советская архитектура 1930–1950-х гг.
А. В. Иванов
ВЕРНАКУЛЯРНАЯ АРХИТЕКТУРА ЕРЕВАНА XIX — СЕРЕДИНЫ XX ВЕКА. СРЕДОВАЯ ЦЕННОСТЬ И НЕОБХОДИМОСТЬ СОХРАНЕНИЯ
На фоне значительных потерь архитектурного наследия вернакулярный слой исторической среды еще сохранился в центральной части Еревана в достаточно большом масштабе. Ценность местной вернакулярной архитектуры заключается в ее подлинности, историчности, рукодельности, сомасштабности человеку, тесном взаимопроникновении материальных и социальных компонентов городской среды. Эти качества все более востребованы современным «глобализированным» человеком, как правило, плохо связанным со своим жизненным окружением. Однако вернакулярная застройка находится в Ереване под угрозой уничтожения, в первую очередь из-за отсутствия понимания обществом ее культурного богатства и стремления девелоперов заново застроить территорию, которую она занимает. Специфика сохранения такого рода наследия заключается в невозможности сделать это «сверху» — субъектом его спасения могут быть только его жители. Задачей городских властей, экспертов и архитекторов является создание организационных, правовых, финансовых и проектных условий для такого сохранения «снизу» на благо будущих поколений граждан.
Ключевые слова: вернакуляр, слои города, городской текст, ценности исторической среды, создание наследия, сохранение «снизу», ревитализация
РЕЦЕНЗИИ
А. Ю. Казарян
Рецензия: Christina Maranci, Vigilant Powers: Three Churches of Early Medieval Armenia (Studies in the Visual Cultures of the Middle Ages, vol. 8). Turnhout: Brepols Publishers NV, 2015. 281 p., il.